История советских танков: от гражданской до великой отечественной войны

Техника США

  • I T1 Cunningham
  • II M2 Light Tank
  • II T2 Light Tank
  • II T1E6
  • II T7 Combat Car
  • III M3 Stuart
  • III M22 Locust
  • IV M5 Stuart
  • V M24 Chaffee
  • VI T21
  • VII T71
  • II T2 Medium Tank
  • III M2 Medium Tank
  • IV M3 Lee
  • V M4 Sherman
  • V M7
  • V Ram II
  • V M4A2E4 Sherman
  • VI M4A3E8 Sherman
  • VI M4A3E2 Sherman Jumbo
  • VII T20
  • VII T23E3
  • VIII M26 Pershing
  • VIII T26E4 SuperPershing
  • VIII T69
  • IX M46 Patton
  • IX T54E1
  • X M48A1 Patton
  • X M60
  • V T14
  • V T1 Heavy Tank
  • VI M6
  • VII T29
  • VIII T34
  • VIII T32
  • VIII M6A2E1
  • IX M103
  • X T110E5
  • X T57 Heavy Tank
  • II T18
  • III T82
  • IV T40
  • IV M8A1
  • V M10 Wolverine
  • V T49
  • VI M36 Jackson
  • VI M18 Hellcat
  • VII T25 AT
  • VII T25/2
  • VIII T28
  • VIII T28 Prototype
  • IX T30
  • IX T95
  • X T110E4
  • X T110E3

Автотранспорт

Грузовики

Имя Тип Источник Фото Ноты
ГАЗ-АА Грузовик   Советский Союз Автомобиль советского производства по лицензии Ford AA образца 1930 года.
ГАЗ-ААА Грузовик   Советский Союз
ГАЗ-ММ Грузовик   Советский Союз

Легковые / грузовые автомобили

Имя

Тип

Источник

Фото

Ноты

ГАЗ-64
Легкий внедорожник

  Советский Союз

Во время войны было произведено 2500 экземпляров

Основное внимание было уделено созданию бронированных БА-64 с появлением джипов американского производства.

ГАЗ-67
Легкий внедорожник

  Советский Союз

ГАЗ-М1
Легковой автомобиль

  Советский Союз

Автомобили по ленд-лизу

Имя Тип Источник Доставка Фото Ноты
Dodge 3/4 тонны WC серии (Dodge 3/4) Легкий военный грузовик   Соединенные Штаты 1942-1945: 24 902 (отправлено в СССР) Серия Dodge WC была одним из самых популярных автомобилей во время Второй мировой войны. Эти американские военные полноприводные машины (носители вооружения) поставлялись в СССР по программе ленд-лиза в основном в двух вариантах — с передней лебедкой или без нее (WC52 и WC51). При грузоподъемности 750 кг (3/4 т) эти внедорожники 4х4 с двухместной открытой кабиной, универсальной платформой и брезентовым покрытием занимали промежуточное положение между джипами и грузовиками.

Мотоциклы

Имя Тип Источник Фото Ноты
ПМЗ-А-750 Тяжелый мотоцикл   Советский Союз Первый тяжелый мотоцикл, произведенный в Советском Союзе. Использовался во время Зимней войны с неудовлетворительными результатами.
ТИЗ-АМ-600 Тяжелый мотоцикл   Советский Союз Использованный во время Зимней войны с неудовлетворительными результатами, он считался устаревшей конструкцией.
М-72 Тяжелый мотоцикл   Советский Союз Мотоцикл призван заменить ПМЗ-А-750 и ТИЗ-АМ-600. На Восточном фронте мотоциклы производились как на мотоциклетных заводах ИМЗ, так и на ГМЗ . Все коляски как для М-72, так и для американских велосипедов по ленд-лизу производились на ГМЗ.

Тракторы и тягачи

Имя Тип Источник Фото Ноты
С-60 Трактор   Советский Союз Тяжелый тягач с мощным двигателем, предназначенный для перевозки артиллерии.
С-65 Трактор   Советский Союз Замена С-60 для буксировки тяжелого вооружения. Многие из них и S-60 были захвачены немецкой армией во время вторжения.
Т-20 Бронированный трактор   Советский Союз Чаще всего они использовались для перевозки артиллерии, перевозки войск и непреднамеренно в качестве танкетки / орудия / БТР. Он использовался во время Зимней войны и в первой половине Второй мировой войны. Они часто попадали в плен немецкой армией и оснащались пушками Pak.

Танк ИС-2

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра

Другое важное достоинство танка — это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное — топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

Stielhandgranate M-24 «Колотушка» — граната Второй Мировой войны: история создания, конструкция и ТТХ, модификации гранаты, преимущества и недостатки, варианты использования

«Раш по центру»

См. также

Первоначальная закупка резервуаров

Японские уиппеты

Ближе к концу Первой мировой войны японцы проявили интерес к бронетанковой технике и танкам и приобрели различные модели из иностранных источников. Эти модели включали один британский Heavy Mk IV и шесть Medium Mark A Whippets , а также тринадцать французских Renault FT (позже получивших обозначение Ko-Gata Sensha или «Танк типа А»). Mk IV был приобретен в октябре 1918 года, а Whippets и Renaults были приобретены в 1919 году.

Испытания этих машин прошли успешно, и в 1925 году армия решила создать бронетанковые силы, планируя сформировать три батальона легких танков и один батальон тяжелых танков . Однако самой большой проблемой было оснащение этих агрегатов, поскольку в то время у японцев не было собственных мощностей по производству танков. Поэтому IJA направило миссию на закупку большего количества танков в Великобритании и Франции , запросив новые конструкции. Однако более новые танки не были доступны, так как эти страны испытывали трудности с поставкой их для собственных бронетанковых войск, и единственной доступной моделью был старый Renault FT. Японцы неохотно импортировали танки Renault FT. В марте 1927 года IJA также купила Vickers Medium C для использования в исследованиях дизайна. Во время испытаний бензиновый двигатель Vickers C загорелся, что побудило японскую конструкторскую группу потребовать дизельный двигатель для использования в танках местного производства. Затем, в 1930 году, они смогли приобрести десять экземпляров его преемника, (получившего название Otsu-Gata Sensha или «танк типа B»). Оба типа танков все еще находились на вооружении в 1940 году, а дополнительные машины и запчасти были приобретены после японской оккупации французского Индокитая . Японцы также приобрели несколько 6-тонных танков Vickers и танкетки Carden Loyd и использовали их в качестве основы для дальнейшего развития танков.

Т-34 – лучший танк столетия

К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.

В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.

Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.

 Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.

7.

4. «Тигр I» (Германия)
«Тигр I» — немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».
Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.
«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

«Королевский Тигр»

Внешне «Тигр II» (его ещё называют «Королевским Тигром») разительно отличался от своего предшественника. В конфигурации «Королевского Тигра» ощущалось влияние Т-34 с его расположенными под наклоном бронелистами корпуса и башни. Однако размеры и масса «Королевского Тигра» были намного больше: советский Т-34 весил 32 т, а немецкий танк – 68! Это был самый тяжёлый серийный танк в мире. Но главное, на «Королевском Тигре» стояла ещё более мощная пушка. Лобовая броня «Королевского Тигра» была просто фантастической по тем временам – 150 мм в корпусе и 180 мм в башне!

Даже днище корпуса «Королевского Тигра» имело 40-мм толщину – почти как лобовая броня Т-34 (на нашем танке толщина лобовой и бортовой брони была 45 мм). Борта нового танка были в два раза толще

В 1943 г., когда «Королевский Тигр» ещё создавался, на поле боя главным калибром танковых и противотанковых пушек был калибр 76 мм. Тогда броня «Королевского Тигра» казалась непробиваемой. Но на войне всё меняется очень быстро. И когда в 1944 г. «супертигры» пошли в бой, их было чем встретить: Т-34-85, ИС-2 и тяжёлые САУ били «Королевских Тигров» с таким же успехом, что и «Тигров» обычных. Так, попадания 122-мм снаряда танка ИС-2 не мог выдержать вообще ни один танк в мире. К примеру, башню «Королевского Тигра» такой снаряд пробивал насквозь чуть ли не с полутора километров. А тут у немцев начались новые проблемы.

К концу войны Германия потеряла базы, снабжавшие сталелитейную промышленность таким важным для производства брони элементом, как молибден. В результате этого броня для танков стала не такой прочной, как ранее. Но главным недостатком «Королевского Тигра» оказалась его большая масса. Эти танки практически невозможно было быстро перебросить с одного участка фронта на другой. К тому же этих чудо-танков было слишком мало (всего было построено менее 500 штук), и они не оказали никакого влияния на исход Второй мировой войны. Советские «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы» в конце войны обычно применялись в больших количествах, им не составляло особого труда обойти и расстрелять противника с разных направлений. Тут немцам спасения не было. Известно немало примеров, как экипажи «Королевских Тигров», видя, что их обходят сбоку, бросали свои танки и спасались бегством вскоре после начала боя. Так несколько германских супертанков достались нашим войскам в качестве трофеев.

Запас хода «Королевского Тигра» при полной заправке даже по шоссе не превышал 100 км, а специальных тягачей-трейлеров у немцев не было. Застрявший танк-гигант нельзя было сдвинуть с места

  • Главные советские танки Второй мировой войны
  • Главные танки союзников СССР во Второй мировой войне
  • Чешские танки Второй мировой войны
  • Японские танки Второй мировой войны

Поделиться ссылкой

Танк воюет не в одиночку

Если представить себе картину из 1941 года, когда рота советских КВ встречается с немецким лёгкими танками, то исход, казалось бы, один: немцы обречены. Их пушки броню КВ не пробьют даже с близкого расстояния, и советские танкисты могут расстреливать немецкие машины как в тире. Но это если судить по кинофильмам, и считать, что немцы пойдут атаковать в лоб.

В реальности немецкие танки просто уйдут, воспользовавшись преимуществом в скорости. А ещё они вызовут авиацию, и в роли мишеней уже окажутся советские танки, которым бороться с пикирующими на них «Юнкерсами» просто нечем.

В вермахте была не просто отличная во всех отношениях техника, но и налаженное взаимодействие между различными родами войск.

А если бы погода была нелётная, то борьбой с танками занялась противотанковая артиллерия. Конечно, противотанковые пушки 1941 года не могли бороться с КВ, но и в этом случае опять выручали люфтваффе, правда, уже не пикирующие бомбардировщики, а зенитные пушки (они находились в подчинении авиационного командования). Впервые использовать 88-мм зенитные орудия немцы стали,  столкнувшись с толстой броней французских танков. На Восточном фронте этот опыт пригодился.

Всё вышеперечисленное позволяло немецким танкистам, сражаться в меньшинстве и одерживать победы. В пользу качества немецких танков говорит тот непреложный факт, что на Восточном фронте их в целом всегда было в три-четыре раза меньше, а казалось, что наоборот.

Pz.Kpfw. V/IV

Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие

Гранаты и гранатометы

Имя Тип Диаметр Источник Фото Ноты
Граната образца 1914 года Осколочная граната 45мм Российская империя Ограниченное использование во время Второй мировой войны.
Граната F1 Осколочная граната 55 мм Советский Союз Широко выпускаемый гранатомет. По прозвищу «лимонка» (лимон).
RG-41 Осколочная граната 55 мм   Советский Союз Радиус поражения 5 метров.
RG-42 Осколочная граната 54мм   Советский Союз Произведен в 1942 году на замену комплекса РГД-33. Советские партизаны копировали его, когда находились в тылу врага.
Граната РГД-33 Осколочная граната 45мм, 54мм (с осколочной гильзой)   Советский Союз Радиус поражения 10–15 метров.
РПГ-40 / РПГ-41 Противотанковая граната 20 см   Советский Союз Эффективен против танков с броней до 20 мм.
РПГ-43 Противотанковая граната 95 мм   Советский Союз Улучшенная версия РПГ-40. Эффективен против танков с броней до 75 мм.
РПГ-6 Противотанковая граната 103 мм   Советский Союз Улучшенная версия РПГ-43. Эффективен против танков с броней до 100 мм.
Гранатомет Дьяконова Гранатомет 40,5 мм   Советский Союз Приставка для гранатомета к винтовке Мосина-Нагана. Помимо основного осколочно-фугасного, было еще четыре варианта гранаты.

Мины

Имя Тип Детонация Источник Фото Ноты
Мина ТМ-35 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 2,8 кг тротила.
Мина ТМ-41 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 3,9 кг Amatol или TNT, короткий цилиндр, вся верхняя поверхность которого используется в качестве прижимной пластины.
Мина ТМ-44 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 5,4 кг мины Amatol, в целом похожей на более раннюю мину меньшего размера ТМ-41.
Мина ТМД-40 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 3,6 кг Аматол.
Мины ТМД-44 / ТМД-Б Противотанковая мина Давление   Советский Союз 9–9,7 кг Amatol.

Безоткатные ружья

Имя Тип Калибр Источник Фото Ноты
76 К / DRP Безоткатное ружье 76мм   Советский Союз Используется во время Зимней войны. Он был спроектирован Л.В. Курчевским в 1930 году и принят на вооружение в 1932 году. Его можно было устанавливать на грузовые автомобили ГАЗ-А, превратившись в самоходку СУ-4.

Пехотные противотанковые ружья и ракетные установки

Имя Тип Калибр Источник Фото Ноты
ПТРД-41 Противотанковое ружье 14,5 × 114 мм   Советский Союз Однозарядный перезаряжаемый карабин.
ПТРС-41 Противотанковое ружье 14,5 × 114 мм   Советский Союз Внутренний магазин на 5 патронов.
Базука M1
Безоткатная противотанковая ракетная установка 60 мм   Соединенные Штаты Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 8 500 единиц было поставлено США в рамках программы ленд-лиза .
PIAT Пусковая установка противотанковых снарядов 83 мм   Соединенное Королевство Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 1000 штук поставлена ​​Британской империей в рамках программы ленд-лиза.
Панцершрек Противотанковая ракетная установка 88мм нацистская Германия Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. Захвачен у немецких войск.
Панцерфауст Противотанковое безоткатное орудие 149мм нацистская Германия Одноразовая одноразовая пусковая установка. Некоторые из них были взяты в плен в 1944 году, а многие были взяты в плен в 1945 году при отступлении немецких солдат и фольксштурма .

Огнеметы и противотанковые зажигалки

Имя Тип Источник Фото Ноты
ТУМАН-2 Огнемет   Советский Союз С 1941 года около 15000 были произведены и использованы во время Второй мировой войны.
РОКС-2 / РОКС-3 Огнемет   Советский Союз Выпускался с 1935–1945 гг. Также использовался во время советско-финской войны (1941–1944) .
коктейль Молотова Самодельная зажигательная бутылка   Испания Самодельные бутылки с зажигательной смесью, которые бросали в бронетехнику. Изобретен испанскими националистами во время гражданской войны в Испании. Впервые широко использовался финскими войсками против Советов во время Зимней войны.
Ампуломиот Зажигательный противотанковый ампул- метатель   Советский Союз 125-мм зажигательный сферический стеклянный снаряд. Его использование было ограничено в 1941 году, а к 1942 году оно устарело.
Метатель бутылок Цукермана Зажигательная пусковая установка противотанковых баллончиков   Советский Союз Насадка для винтовок Мосина-Нагана. Использовались специальные баллоны с зажигательными смесями. Бутылки были произведены в 1942 году, но стали устаревшими, когда войска Красной Армии были оснащены дополнительными противотанковыми орудиями и винтовками.

Оптика, трансмиссия и др.

Мощная и дальнобойная пушка бесполезна, если невозможно хорошо прицелиться. Немецкая оптика тогда была лучшей в мире. И хотя советские прицелы были копией немецких, они всё-таки уступали: копия всегда хуже оригинала.

Любое преимущество в количестве танков сводится на нет, если большинство танков сломается по дороге.

В книге Игоря Небольсина «Любимая Сталиным. 2-я гвардейская танковая армия в бою», приводятся данные об участии 2-й танковой армии в Севской наступательной операции. Имея на 1 февраля 408 танков, армия начала наступление 27-го февраля с 187 исправными танками. То есть больше половины танков вышли из строя до участия в боях.

Конечно, и немецкие танки ломались тоже.

В своей статье «Бой у Нестерного» Андрей Уланов приводит данные по составу 23-й немецкой танковой дивизии. На 1 июня (1942 год) в дивизии было 138 исправных танков, к 18 июня осталось 107, а к 29 — 93. Боевые же потери дивизии в тяжелейшем сражении 1 июля составили 45 машин, то есть примерно столько же, сколько сломалось на дорогах за месяц.

Едва ли нужно кого-то убеждать, что техника немецкого производства если и не первая в мире по качеству, то уж точно не вторая. В тридцатые-сороковые годы это преимущество чувствовалось особенно сильно. Советская промышленность после тяжелейшей разрухи не достигла достаточного уровня производительности, многие образцы вооружения так и не доводились до приемлемого уровня надежности, иные просто не удавалось освоить.

В военное время и из-за спешки, и из-за того, что значительную часть квалифицированных рабочих сменили у станков женщины и дети, качество продукции упало ещё больше.

Немецкая промышленность сумела создать и наладить производство значительно более совершенных машин, чем имелись на вооружении советской, английской и американской армий. Но и это было не единственным преимуществом немецких танкистов.

Модернизация и механизация боевой техники в СССР

Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.

Легкий танк Т-26

Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

Какой танк лучше?

Т-34Т-100

Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.

Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем  будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.

Танк Т-12

В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.

Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector