122-мм самоходная гаубица 2с1 «гвоздика»
Содержание:
Конструкция
Компоновка корпуса этой артсистемы была выполнена по башенной схеме. Все сварено из листов катаной стали. Сам корпус абсолютно герметичен, а толщина броневых листов 20 мм. Это достаточно надежная защита от осколков и пуль, но не от снарядов. Моторный отсек находится с правой стороны, здесь расположено и место водителя-механика.
Боевое отделение находится в средней части и корме. На корпусе размещена башня, а в ней орудие. В башне с правой стороны заряды и заряжающий. Слева наводчик и прицел для точной наводки. Место командира за наводчиком. У командира собственная поворотная башенка с люком для визуального контроля. В нише самой башни размещаются кумулятивные снаряды и заряды к ним. Остальные боеприпасы находятся на корме.
Ходовая часть. В основе модифицированные шасси МТ-ЛБ. Его хорошо переработали, установив пару опорных катков дополнительно. А вот число обрезиненных катков увеличилось до семи пар. В задней части находятся направляющие колеса, в передней ведущие. Гусеница собрана из звеньев (траков). Звенья довольно мелкие (350*111), соединены металлическими пальцами.
При ширине трака 350 мм и массе 15,7 тонны, машина чувствует себя уверенно на любом грунте. У артсистемы «Гвоздика» подвеска на торсионах, индивидуальная. Гидроамортизаторы установлены на седьмом и первом опорных катках.
Двигатель и трансмиссия. На машине установлен двигатель ЯМЗ-238Н мощностью в 300 л.с. Работает на дизельном топливе. Двигатель V-образный, 8-цилиндровый четырёхтактный с жидкостным охлаждением. Наддув газотурбинный. Что касается трансмиссии, то она двухпоточная и механическая. Механизмов поворота два и они планетарно-фрикционные. Передних передач шесть при одной задней.
Вооружение. 122 мм нарезная гаубица это основа огневой мощи установки.
Тормоз дульный, эжектор, казенник и труба соединены в ствол, длинной больше 4 метров. Внутри ствола 34 нареза. Используется в этом орудии вертикально-клиновой затвор. Имеется полуавтоматический механизм повторного взведения.
У противооткатного устройства установлен специальный гидравлический тормоз, тип его веретенный. Также есть пневматический накатник с заправкой воздухом или же азотом. На тормозе отката установлен компенсатор.
Средства наблюдения и связи. ТКН-3Б, прицел, который находится на командирском месте. Прицел ОУ-3ГА2 установлен для того чтобы осуществлять ночное наблюдение за местностью. ТНПО-170А, прицел перископического, призменного типа, а 1ОП40 панорамного типа, оба расположены в месте наводчика. ОП5-37, для ведения огоня из укрытия. МК-4 вращающегося типа размещен с правой стороны башни. У механика есть прибор ТНПО-170А для наблюдения днем и для ночного наблюдения ТВН-2Б.
На месте водителя-механика устроено стекло с броневой крышкой для непосредственного наблюдения за местностью. Р-123М радиостанция с помощью, которой осуществляется внешняя связь. Она работает на УКВ волнах, радиус действия до 28 км. Для связи экипажа между собой в самоходке установлен аппарат Р-124.
История создания
После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок. Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.
Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.
Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».
Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.
Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.
ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20. Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.
Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».
Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20.
В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.
В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.
В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.
Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.
Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.
Варианты и модификации
Силовая установка
Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360). Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.
Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.
Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для САУ “Коалиция-СВ”
- Тип двигателя – четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
- Система смесеобразования – непосредственный впрыск топлива
- Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) – 1103 (1500)
- Частота вращения, с-1 (об/мин) – 33,3 (2000)
- Запас по крутящему моменту, % – 25
- Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) – 217,9 (160)
- Масса, кг – 1550
- Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 0,74 (1,0)
- Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 1026 (1395)
- Удельная масса, кг/кВт – 1,32
- Длина, мм – 813
- Ширина, мм – 1300
- Высота, мм – 820
Двигатель 12Н360 – это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел – несмотря на то, что испытания были очень жесткие.
См. также
История
В годы правления Н. С. Хрущева в Советском Союзе работ по созданию самоходной ствольной артиллерии не велось, предпочтение отдали ракетной технике. Лишь после отставки генсека конструкторы вернулись к проектированию САУ.
В 1965 году прошли военные испытания, которые выявили сильное отставание советских самоходок, появившихся еще в годы Второй мировой, от западных аналогов, а также их общее несоответствие условиям современного боя.
Работы по созданию советских САУ официально были возобновлены в 1967 году после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В результате армия получила целую серию артиллерийских установок, которые были лишены многих недостатков самоходок военного периода. Эту серию назвали «цветочной» из-за условных названий машин: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт».
В качестве орудия для «Гвоздики» была выбрана модифицированная гаубица Д-30. Вариантов шасси было три: от «Объекта-124», тягача МТ-ЛБ и БМП-1.
И хотя последний обладал рядом преимуществ, конструкторы остановились на удлиненной базе МТ-ЛБ с парой дополнительных опорных катков. Несмотря на значительно возросшую массу, машина сохранила амфибийные свойства тягача.
В 1969 году «Гвоздика» поступила на полигонные испытания, а уже в 1970, после устранения выявленных недостатков, была принята на вооружение Советской армии.
Производство «Гвоздики» велось в СССР с 1971 по 1991 год, кроме того, она выпускалась в Польше и Болгарии. Также существуют модификации на базе лицензионных вариантов БМП-1: румынская Model 89 и иракская Raad-1. С 2003 года в России возобновился выпуск 2С1 — вернее, ее модернизированной версии 2С34 «Хоста».
Боевое крещение «Гвоздика» прошла в Афганистане, и с тех пор она принимала участие практически в каждом военном конфликте на территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Несмотря на практически полувековую историю, эти гаубицы до сих пор несут службу примерно в четырех десятках стран.
Конструкция. Корпус машины изготовлен из стальных листов, толщина которых достигает 20 мм. Он защищает узлы и экипаж машины от пуль калибром до 7,62 мм и осколков.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части по правому борту, слева находится место механика-водителя. Среднюю и кормовую часть занимает боевое отделение со сварной башней кругового вращения, которая имеет электрический и ручной привод.
В нем оборудованы места командира машины, наводчика и заряжающего. Здесь же хранятся снаряды и гильзы. В корме машины имеется люк устройства для подачи боеприпасов с грунта.
Корпус «Гвоздики» герметичен, она способна преодолевать водные преграды до 300 м шириной при высоте волны до 1,5 м.
Основное орудие машины — это 122-мм нарезная гаубица 2А31, разработанная в ОКБ №9 специально для 2С1 и представляющая собой модифицированный вариант буксируемой Д-30.
Она оснащена электромеханическим досылателем, гидравлическим тормозом отката и эжектором пороховых газов, который позволил избавиться от одного из главных недостатков опытного образца «Гвоздики» — чрезмерной загазованности боевого отделения.
- Углы вертикальной наводки орудия составляют от -3 до +70 градусов.
- Прицельная дальность стрельбы: 15,2 км.
- Максимальная дальность стрельбы: 21,9 км.
- Скорострельность гаубицы: 4-6 выстрелов в минуту.
Ходовая часть машины — семикатковая, с передним расположением ведущих колес. Подвеска — индивидуальная торсионная, первый и седьмой катки дополнительно оборудованы гидравлическими амортизаторами.
Резинометаллические гусеницы имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на 670-мм для обеспечения повышенной проходимости по сложному грунту.
2С1 приводится в движение дизельной 8-цилиндровой силовой установкой ЯМЗ-238Н мощностью 300 л. с. Трансмиссия механическая, имеет 6 передних и 1 заднюю передачу.
По шоссе «Гвоздика» может разгоняться до 60 км/ч, по бездорожью — до 32 км/ч. По воде машина передвигается за счет перемотки гусениц и развивает скорость до 4,5 км/ч.
Примечания
Сноски
- Отличается от снаряда 3ОФ7 использованием железокерамического пояска вместо медного.
- Отличается от снаряда 53-ОФ-462 использованием железокерамического пояска вместо медного.
- На максимальном заряде.
- Отравляющее вещество Р-43 (вязкий люизит).
- Отравляющее вещество Р-35 (зарин).
- Десантирование возможно только посадочным способом, так как масса сбрасываемого груза со средствами десантирования не должна превышать 10 тонн. При десантировании посадочным способом самолёты Ан-12Б могут перевозить только одну САУ 2С1 «Гвоздика»
- Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.
- ↑ Для снаряда 3БК13.
- Для снаряда 3БК19.
- ↑ Для снаряда 53-ОФ-462.
- Для активно-реактивного снаряда 3ОФ50.
- Для снаряда 3ОФ49.
- Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.
- Для снаряда 3БК6.
- Для снаряда M67.
- Для снаряда M1.
Источники
- Авторский коллектив под руководством Панова В. В. Развитие артиллерийского вооружения в период 1967—1987 гг. // 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — С. 211. — 397 с. — 1000 экз.
- ↑ Авторский коллектив под руководством Панова В. В. Развитие артиллерийского вооружения в период 1967—1987 гг. // 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — С. 214—215. — 397 с. — 1000 экз.
- ↑
- ↑
- ↑ Холявский Г. Л. 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» // Энциклопедия боевых гусеничных машин, 1919—2000. — ООО «Харвест», 2001. — С. 185. — 761 с.
- Широкорад А. Б. 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» // Техника и оружие. — М.: АвиаКосм, 1996. — № 6. — С. 18—20.
- ↑ Jane’s Ammunition Handbook 2001—2002.
- 122-мм гаубица 2А31. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 2А31.ТО / Под ред. Медведева И. М. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1984. — С. 4—8. — 208 с.
- ↑ Основные данные выстрелов к гаубице 2А18 // 122-мм гаубица Д-30 (2А18). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть III. Боеприпасы / Под ред. Казакова А. П. — Издание 1979 года с дополнениями от 1985 года. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1979. — С. 8—11. — 62 с.
- 1. Основные указания. Указания о стрельбе // Таблицы стрельбы 122-мм гаубицы Д-30 ТС № 145. — Издание четвёртое. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1985. — С. 4. — 223 с.
- Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 122-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. 12. — С. 445. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
- Двигатели УТД-20 и 5Д20. Техническое описание. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1972. — С. 4—5. — 96 с.
- Широкорад А. Б. 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» // Техника и оружие. — М.: АвиаКосм, 1996. — № 6. — С. 20.
- 122-мм самоходная гаубица. Техническое описание. 2С1.00.001.ТО. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1980. — 89 с.
- Иванов В. А., Горовой Ю. Б. Раздел III. Боеприпасы наземной артиллерии. Глава 2. Снаряды // Устройство и эксплуатация артиллерийского вооружения Российской армии / Под рецензией Левченко А. В. — Учебное пособие. — Тамбов, 2005. — С. 96. — 260 с. — ISBN 5-8265-0134-0.
- 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1986. — 160 с.
- ↑ R. P. Hunnicutt. Sheridan: A History of the American Light Tank Volume II. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — P. 225, 328. — ISBN 0-89141-570-X.
- Хогг Я. В. 105-мм фугасный снаряд M1, США // Боеприпасы: патроны, гранаты, артиллерийские снаряды, миномётные мины = Ammunition: small arms, grenades and projected ammunition. — Издание на русском языке. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 129. — 144 с. — ISBN 5-04-007611-8.
8.AS50 (Великобритания)
Была произведена по заказу оборонного ведомства Соединённого Королевства, поэтому сразу же стала популярной среди различных специализированных подразделений. Главная изюминка – пять выстрелов за полторы секунды, без потребности передёргивания затвора, что и даёт возможность расправиться с террористами или преступниками, которые движутся на большой скорости, иногда даже прикрываясь заложниками, ведь поразительная точность позволит избежать жертв среди мирного населения. Также существует возможность использования зажигательных припасов, а прицельная точность составляет около двух километров.
Защита от «Гвоздики»
Для защиты необходимо применять сооружения из бетона, толщина стен которых не меньше 50-70 см. Строительные блоки для фундамента идеально подходят для создания укрытия. Если необходимо защититься в условиях города, то лучше всего использовать старые бомбоубежища, катакомбы и подвалы с хорошей глубиной. Очень опасным является прямое попадание снаряда.
Снаряды гаубиц и пушек обладают свойством сильно рассеиваться вдоль направления их движения. Поэтому их не применяют для поражения маленьких целей. Эффективно они могут быть использованы только при наличии у снарядов функции лазерного самонаведения. В связи с этим рекомендуется двигаться перпендикулярно предполагаемому направлению обстрела, увеличивая дистанцию между участниками колоны и скорость её передвижения.
О преимуществах моделей CZ 550
Примечания
- Борис Малашевич. .
- . Дата обращения: 28 июня 2020.
Оценка машины
2С1 | 2С2 | 2С9 | |
---|---|---|---|
Год принятия на вооружение | 1970 | не принята | 1981 |
Средства десантирования | 4П134 | 14П134 | 1П162М |
Масса со средствами десантирования, т | до 20 | до 10 | до 10 |
Количество перевозимых САУсамолётом /Ан-22 при авиадесантировании, шт. | 0/2 | 2/4 | 2/4 |
Экипаж, чел. | 4 | 4 | 4 |
Тип установки орудия | башенная | рубочная | башенная |
Марка орудия | 2А31 | 2А51 | |
Длина ствола, клб | 35 | 35 | 24,2 |
Углы , град. | −3…+70 | −3…+70 | −4…+80 |
Углы , град. | 360 | 30 | 70 |
Возимый боезапас, выстр. | 40 | 40 | 25 |
Минимальная дальность стрельбыОФС (ОФМ), км | 4,2 | 4,2 | 0,9 (0,43) |
Максимальная дальность стрельбыОФС (ОФМ), км | 15,2 | 15,2 | 8,8 (7,1) |
Максимальная дальность стрельбыАР ОФС, км | — | — | 12,8 |
БронепробиваемостьБКС, мм | 460 | 460 | 600 |
Масса ОФС, кг | 21,76 | 21,76 | 17,2 |
Коэффициент наполнения ВВ ОФС, % | 18,3 | 18,3 | 24,7 |
Площадь поражения ОФ-снарядом, м² | 800 | 800 | 1800—2200 |
Боевая скорострельность, выстр/мин | 4—5 | 4—6 | 6—8 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 65 | 60 | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 500 | 500 |
По предварительным оценкам, введение новой техники в артиллерийские подразделения ВДВ должно было повысить их возможности в 1,6 раза. Гаубица «Фиалка» по ряду причин не была принята на вооружение. Основной причиной была высокая отдача орудия 2А32 с баллистикой гаубицы Д-30, которую не выдерживало шасси БМД-1. Предпринимались попытки ввести в состав ВДВ самоходную гаубицу 2С1, предназначенную для сухопутных войск. Такое решение не позволяло перевозить в самолётах типа Ан-12 больше одной 122-мм САУ, а десантирование могло осуществляться только посадочным способом. С началом разработки САО 2С9, дальнейшее продолжение работ по самоходной гаубице «Фиалка» и самоходному миномёту «Ландыш» (который разрабатывался в то же время), стало нецелесообразно.
2С2 | XM104 | |
---|---|---|
Год разработки | 1968 | 1963 |
Масса, т | до 10 | до 3,9 |
Тип установки орудия | рубочная | открытая |
Марка орудия | 2А32 | M103 |
Длина ствола, клб | 35 | 30 |
Углы , град. | −3…+70 | −6…+65 |
Углы , град. | 30 | 360 |
Возимый боезапас, выстр. | 40 | |
Максимальная дальность стрельбыОФС, км | 15,2 | 11,5 |
Максимальная дальность стрельбыАР ОФС, км | — | 15 |
БронепробиваемостьБКС, мм | 400 | 200 |
Масса ОФС, кг | 21,76 | 15 |
Приведённая площадь поражения ОФ-снарядом, м² | 310 | 285 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 60 | 56 |
Помимо СССР, разработки по созданию лёгкой самоходной гаубицы для ВДВ велись также и в США. В 1963 году была создана опытная САУ XM104, представлявшая собой десантируемое шасси, на крыше которого открыто устанавливался поворотный верхний станок со 105-мм гаубицей M103, установленной также на САУ M108. После испытаний на Абердинском полигоне руководство Министерства обороны США пришло к выводу, что такая система не представляет интереса для Армии США и закрыло программу XM104.
Модификации и машины на базе
- Объект 781 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
- Объект 782 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
- Объект 187 — советский опытный танк.
- Т-72БК (Объект 184К) — командирский вариант танка Т-72Б 1987 года. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
- Т-72С (Т-72М1М) — экспортный вариант.
- Т-72Б обр. 1989 (называемый ошибочно Т-72БМ) — модернизация 1989 года с ВДЗ «Контакт-5».
- Т-72БА (Объект 184А и Объект 184А1) — российский вариант модернизации 1998 года.
- Т-72Б1 (Объект 184-1) — вариант с ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13. И без некоторых элементов .
- Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.
- Т-72Б3 — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г. На танке установлена ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л. с., многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы, а также канал управления ракетой, датчик ветра, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром.
- Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.
- Т-72Б3 обр. 2016 — модификация Т-72Б3 обр. 2011 года с противокумулятивными решётчатыми экранами, комплексом модульной динамической защиты «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем, телевизионной камерой заднего обзора, стабилизатором вооружения 2Э58. С 2018 года планируется установка комплекса активной защиты «Арена-М». Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5. Боевая масса 46 т. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года.