5 самых больших военных кораблей мира
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Примечания
- БКМ HOTOMI LS-1030 TS на базе ГАЗ-33088 Фермер (Егерь)
- 9
- Номер 13: «Вираат»
- Навигация
- ГАЗ-21 «Волга»
- Эллиптические галактики
- Модифицированный «Адмирал Кузнецов» или «Ляонин»
- Энергетическая установка
- Обеспечение полетов
- Какие бывают категории годности к военной службе?
- Достоинства оружия
- Неполный список наиболее престижных подразделений Москвы и Подмосковья
- Мидуэй (США)
- См. также
- Fresher
- Синано (Япония)
- Семейство среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3302
- История
- АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- Линкор «Миссури»
- Боинг 787 – самолёт мечты
- История создания
- Куин Элизабет | 284 метра
- Топ-3. Авианосец «Адмирал Кузнецов»
- Структура:
- 5
- Примечания
- В заключение
Содержание
Содержание
Примечания
БКМ HOTOMI LS-1030 TS на базе ГАЗ-33088 Фермер (Егерь)
9
Радиоэлектронное вооружение включает: многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой AMS/Selex EMPAR, трёхкоординатную РЛС обнаружения воздушных целей дальнего радиуса действия, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей ближнего и среднего радиуса действия, две РЛС управления огнём 76-мм АУ, РЛС управления авиацией, навигационную РЛС, гидроакустическую станцию для обеспечения плавания и обнаружения мин, инфракрасную систему освещения обстановки, инфракрасную систему кругового обзора, систему инструментальной посадки летательных аппаратов на палубу.
Кроме самолётов и вертолётов может перевозить десант: 415 чел., до 100 единиц колёсной техники, или 24 основных боевых танка, или 50 тяжёлых боевых бронированных машин.
Номер 13: «Вираат»
Навигация
ГАЗ-21 «Волга»
Эллиптические галактики
Модифицированный «Адмирал Кузнецов» или «Ляонин»
Данный корабль стал первым авианосцем, который поставил Китай на свое вооружение. Изначально «Ляонин» строился в Николаевской верфи на Украине для эксплуатации в Советском союзе. Однако после развала СССР авианосец достался Украине, которая после нескольких лет эксплуатации так нормально и не достроив корабль, продала его всего за 20 миллионов долларов Китаю. Китайцы довели крейсер до ума и поставили его на свое вооружение. Если перечислять все самые мощные авианосцы мира, то «Ляонин» будет на одном из первых мест. Обусловлено это тем, что он проектировался по примеру крейсера «Адмирал Кузнецов» с некоторыми модификациями. Именно поэтому, на борту корабля не только большой боезапас, которого хватит на несколько часов интенсивной битвы, но и большое количество летательных аппаратов. В Китае «Ляонин» используется для обучения пилотов.
Энергетическая установка
Турбинная установка
ГЭУ четырехвальная в два (котельный и турбинный) эшелона в смежных отсеках в средней части корпуса. Из 4 лицензионных турбин «Кёртис» (обр. 1896 г.) завода «Кавасаки» внутренняя пара заменена главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) разработки ГУК ВМС 1920-х гг. (по образцу крейсерской проекта «Могами»). Замена внутренней пары ГТЗА обусловила прирост мощности на 35 тыс. л.с. (127 тыс. л.с. при 210 об/мин.).
Турбинная установка
2 ед. главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) «Кёртис» (обр. 1896 г.) завода «Кавасаки» и 2 ед. ГТЗА ГУК ВМС автономно в четырёх машинных отделениях, разделённых продольной и поперечной переборками. Дублированные вспомогательные механизмы ГТЗА (циркуляционные, конденсатные и масляные насосы) приводятся от турбинных приводов.
ГТЗА с тремя турбинами переднего и двумя турбинами заднего хода состоит из турбин высокого, среднего и низкого давления со ступенями крейсерского и экономического ходов. У ГТЗА ГУК ВМС турбина высокого давления однопоточная, остальные двухпоточные. Турбины имеют все лопатки активного типа (нержавеющая сталь №2 («Оцу»)), что снижает экономичность при большей долговечности турбины. Частота вращения вала 2,3 тыс. об/мин для ТВД и ТСД, 1,8 тыс. об/мин. для ТНД. В корпусах турбин низкого давления (ТНД) находятся четыре реверсные турбины по 10 тыс. л. с. (общей мощностью 40 тыс. л. с.), рядом — четыре крейсерские турбины (7,9 тыс. об/мин) с крейсерским редуктором (ведущая шестерня от ТНД, передаточные числа 4,11-8,25). Передняя турбинная пара работает на внешние, задняя на внутренние валы с бронзовыми трехлопастными винтами диаметром 4,4 м. С крейсерской турбины (ТКХ) пар поступает на ТНД с общей мощшностью на валу 16 (22) тыс. л. с. (139/155) об/мин (штатно/с наддувом).
Паропроизводительная установка
Общий вид треугольного котла модели №2 («Ро») ГУК ВМС
Котлы находятся в автономных водонепроницаемых отделениях с двойным комплектом вспомогательных турбомеханизмов (питательных и нефтяных насосов, котельных вентиляторов) и теплообменников. Запас питательной воды пополнялся из испарителей в котельных отделениях.
Котел модели №2 («Ро») проекта ГУК ВМС 1914 г. для тяжелых кораблей. Котел нефтяной пятифорсуночный, водотрубный, треугольного типа с габаритами: длина 3,5 м, ширина 4,3 м и высота 3,8 м. Поверхность нагрева (1,3тыс. м²) образовывают 5 тыс. водогрейных трубок, соединявших паровой коллектор диаметром 1,2 м с двумя водяными диаметром 0,6 м и пароперегревателем с поверхностью нагрева 300 м² внутри водогрейного пучка. Рабочее давление перегретого пара — 30,0 кгс/см² при температуре 350 °C с паропроизводительностью котла 103 т/час (на испытаниях). Кроме мазута и воздуха, в котел подавалась питательная дистиллированная вода, подогретая до температуры свыше 100 °С при помощи отработанного пара от насосов, турбовентиляторов.
Отработанный пар собирается 4 ед. однопоточных холодильников «Унифлюкс» (по одному на ГТЗА) общей площадью в 5,5 тыс. м². Полный запас корабельного мазута 5 тыс. тонн, проектная дальность плавания 9,7 тыс. миль (18 уз.).
Дымосброс
По опыту эксплуатации дымовые трубы перекомпонованы по образцу АВ «Гора Акаги» в единую, изогнутую к поверхности воды выпускную трубу в районе МО правого борта. Отказ от кормовых дымоходов дал экономию веса до 100 т, ликвидацию кормовой турбулентности, и улучшение обитаемости в бортовых отсеках.
Запас топлива
Емкость нефтехранилищ 8,2 тыс. т, дальность хода до 8/10 тыс. миль (при скорости 16/14 узов). Емкость бензохранилищ до 0,5 тыс. т (на 100 т больше емкости хранилищ авианосцев проекта «Лексингтон» ВМС США). Тяжелый линкорный корпус имел преимущества перед остальными проектами по запасу топлива и ангарной вместимости, что сыграло немаловажную роль при планировании операций корабельной авиации, в т.ч. при планировании наступательной операции «Гавайи». Серьезной проблемой проектов авианосцев Императорской Японии 1930-х гг. была их потенциально высокая пожароопасность в связи со достаточно слабым уровнем бронезащиты, негерметичными ангарами и малым числом постов пожаротушения при частой практике одновременной заправки и перевооружения авиации в ангарах, в отличие от ВМС США, где все пожаро- и взрывоопасные операции проводились исключительно на палубе корабля.
Обеспечение полетов
Полетная палуба
Общий вид единой полетной палубы после модернизации (1938 г.)
Полетная палуба нарощена на пиллерсах до носовой оконечности (248 м), ликвидирован носовой уклон, носовые площадки демонтированы. Общая площадь палубы составляет 7 тыс. кв. м. (на 500 кв. м. больше палубы АВ «Акаги» и на 700 кв. м. АВ проекта «Сёкаку»). Кроме устойчивости в море, летчики отмечали облегчавшую посадку широкую (до 30 м) палубу и малую турбулентность воздуха над ней. Ощущение большой свободы на палубе корабля отмечали и офицеры тяжелого АВ «Хирю», ширина палубы которого была ненамного меньше (27 м) .
Ангары
Под полетной палубой в свободном пространстве носовой оконечности оборудован третий надстроечный ангар с самолетоподъемником и элеваторами авиабомб и авиаторпед. Все двухъярусные ангары оснащены системами принудительной вентиляции, пожаротушения и подъемниками новой конструкции: носовым (12 х 16 м), средним (11 х 13 м) и кормовым (14 х 8 м). Суммарная площадь ангарных ярусов (7,5 тыс. кв.м.) стала наибольшей в ВМС Императорской Японии (6, 5 тыс. кв. м. на АВ «Акаги» и 5,5 тыс. кв.м. на АВ проекта «Сёкаку»).
Авиакатапульта
При модернизации специалистами завода округа «Сасэбо» производились работы по монтажу в носовой оконечности пневматической катапульты разработки КБ кораблестроительного завода ВМС (округ «Курэ»). В 1942 году в округе «Сасэбо» (воинская часть «Нагасаки») производились эксперименты по катапультному старту авиации, однако мощность пневматического устройства была признана недостаточной для серьезного сокращения разбега тяжелой торпедоносной авиации, и катапульта была демонтирована. По другой версии, отмечалось отсутствие необходимости катапультного старта, т.к. длина тяжелых авианосцев обеспечивала взлет всех типов поршневой авиации свободным разбегом.
Оптический привод
Схема посадки на корабль с использованием системы оптического привода
На авианосце имелась автоматическая система оптического привода на посадку, изначально разработанная в авиаполку ВМС «Касумигаура» для подготовки летчиков-курсантов. Система представляла собой коридор из четырех красных и восьми зелёных огней на двух парах выстрелов по бокам кормового подъёмника, вторая — на 1 м ниже и на удалении 10-15 м в нос. Через систему линз огни давали направленный поток света, угол визирования которого составлял 6-6,5° к горизонту. При заходе по оптимальной глиссаде лётчик видел зелёные и красные огни симметрично в виде коридора. Смешение по вертикали говорило о положении самолёта ниже/выше глиссады, разное количество огней по сторонам глиссады свидетельствовало о боковом смещении. Видимость отдельных огней позволяла оценивать удаление. Мощность светового потока была достаточной для посадки в сложных метеоусловиях (дымка и туман). Автоматика привода оказалась удачной, и с 1933 г. монтировалась стала стандартным корабельным оборудованием, начиная с АВ «Хосё». В отличие от принятой в ВМС США и Великобритании практикой вывода летчика на глиссаду посадочным расчетом (англ.)русск., система позволяла экипажу самостоятельно контролировать угол захода, снос и удаление.
Аэрофинишеры
Корабль получил 9 поперечных тросовых аэрофинишеров и 2 аварийных барьера с гидравлическим приводом, установлены 4 радиоантенны (по две побортно) с поворотными устройствами для перевода в горизонтальное положение.
Какие бывают категории годности к военной службе?
Достоинства оружия
Неполный список наиболее престижных подразделений Москвы и Подмосковья
Мидуэй (США)
Мидуэй стал самым первым тяжёлым авианосцем, сконструированным конструкторами США. Спроектированный в начале 1940-х годах, он вступил в строй 10 сентября 1945 года, так и не успев поучаствовать в боевых действиях Второй мировой войны.
Спроектированный на основе британских разработок, «Мидуэй» значительно превосходил корабли этого класса по технико-тактическим характеристикам. Длина корабля составила 295 метров, а ширина взлётной палубы — 41,45 метра. 12 двигателей и 4 турбины позволяли тяжёлому из-за брони и вооружения авианосцу развивать скорость в 33 узла.
Суда этого типа стали боевыми долгожителями, более 40 лет находясь в составе ВМФ США. «Мидуэй» принимал участие в послевоенных конфликтах во Вьетнаме и Корее. В 1991 году обеспечивал поддержку авиацией и ракетами наземную операцию американских войск в Ираке. 11 апреля 1992 года «Мидуэй» списали и сделали музей.
А о самых нелепых видах оружия Второй мировой читайте на thebiggest.ru.
См. также
Fresher
Синано (Япония)
Японским конструкторами и судостроителями был создан самый крупный авианосец времён Второй мировой войны.
После победного налёта на Перл-Харбор Японцы потерпели ряд существенных неудач на Тихоокеанском театре военных действий. С целью возвращения превосходства Японии в океане, 28 ноября 1944 года в свой первый боевой поход вышел крупный авианосец «Синано».
Его палуба поражала современников своими размерами, 256 на 40 метров. На авианосце было установлено современное зенитное вооружение, артиллерийские орудия, 12 зенитных неуправляемых ракет. На авианосце размешалось 42 самолёта.
Судьба «Синано» оказалась трагичной. Через 17 часов после первого выхода в море, американская подводная лодка SS-311 выпустила по кораблю 6 торпед. Получив повреждения, «Синано» затонул. Сопровождающие его эсминцы спасли 1080 человек из экипажа «Синано», 1 435 человек были объявлены пропавшими без вести.
Самые большие корабли в истории.
Семейство среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3302
История
АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Линкор «Миссури»
К сожалению, один из знаменитых самых больших военных кораблей на данный момент всего лишь музей в Перл-Харборе. Начиная с 1944 года (тогда сошел с Нью-Йоркской военно-морской верфи), он держал в страхе всех, кто встречался на его пути. Судно, участвовавшее во Второй Мировой Войне, а впоследствии еще не в одном десятке вооруженных конфликтов, таких как «Буря в пустыне». Речь идет об американском «Миссури» ВВ-63. Это последний линейный корабль, который выпустили в США.
Габаритные размеры: длина 271 м, ширина 33 м. Водоизмещение 57 тысяч тонн. Технические характеристики выдерживают сравнение с самыми мощными кораблями. Силовая установка состоит из четырех паровых турбин общей мощностью 200 тысяч лошадиных сил, двигатель четырех винтовой, изготовленный из специальной высокопрочной стали. Максимальная скорость 61 км/ч.
Как и у всех кораблей данного класса, вооружение стоит на первом месте. Одна только артиллерийская установка 406 калибра, могла нанести колоссальный урон, так как способна пробить в 10 метровой стене дыру. Это считалось главным арт-орудием (9 штук), стрелявшим на расстояние 32 метра. Есть еще вспомогательная в количестве 20 единиц с дистанцией выстрела до 16 км. Для борьбы с авиацией противника добавлены зенитные установки 40 мм – 80 шт. и 20 мм – 49 шт.
Так как линкор в процессе использования часто ремонтировался и модернизировался, то вооружение с каждым разом становилось новее и лучше. Появилась бортовая авиация в составе вертолетов и ракетная установка ПКР «Гарпун».
При учете того, что судно предназначено для участия в боевых действиях, как самостоятельно, так и для прикрытия авианосцев, то корпус по периметру защищен мощной броней, толщиной от 152 до 439 мм в разных зонах. Состав экипажа, служивший на «Миссури» насчитывал 2789 человек.
Боинг 787 – самолёт мечты
История создания
Съёмки сериала начались в 2001 году. Изначально на главные роли были утверждены Игорь Лифанов, Евгений Сидихин и Евгений Дятлов. С их участием режиссёр Вячеслав Никифоров отснял четыре серии, которые не понравились руководству канала ОРТ и были положены на полку.
Евгений Дятлов вспоминал:
Осенью 2001 года к съёмкам сериала был привлечён режиссёр Андрей Малюков, который пригласил других актёров, а из старой команды оставил только Лифанова. Отснятые им серии были показаны на ОРТ весной 2002 года, а материалы серии «Послушник», снятой Никифоровым, вошли в одну из серий «Спецназа-2». Всего планировалось снять 24 серии, но после теракта в Беслане руководство Первого канала остановило производство сериала.
Куин Элизабет | 284 метра
Авианосцы типа «Куин Элизабет» (Англия) известны под кодовым названием CVF. Английские морские судна строятся на замену авианосцам типа “Инвисибл”. Два корабля являются самыми крупнейшими из всех, что были построены для Королевского флота. Планируется, что один из них вступит в строй уже в этом году, другой будет введён в состав флота лишь в 2020 году. На палубе “Куин Элизабет”, площадь которой составляет 13 000 кв.м., сможет разместиться свыше 40 самолётов и вертолётов. Воздушные машины смогут одновременно взлетать и совершать посадку на палубу. Вместительность для экипажа составляет 1500 человек, включая авиагруппу. Длина морского судна равна 284 метрам.
Топ-3. Авианосец «Адмирал Кузнецов»
Третий по величине и мощи среди авианосцев современности был разработан в СССР. Его разработка началась в 1982 году. Палубу судна сделали удлиненной, чтобы дать возможность взлетать истребителям СУ-25 и СУ-27. На «Адмирале Кузнецове» впервые была применена система «Луна» для оптической посадки самолетов на палубу. Авианосец – единственный представитель кораблей своего класса и один из серии авианосцев, созданных в рамках проекта 1134.5.
В Николаеве и Ленинграде одновременно шли работы по созданию деталей для боевого корабля. В период «плавания» авианосца по волнам проектных разработок он несколько раз переименовывался. Первым его названием был «Советский Союз», на момент закладки он назывался «Рига», на момент спуска на воду – «Леонид Брежнев», а ко времени первых испытаний – «Тбилиси». Остановились на имени флотоводца, бывшего в 1950-е годы главнокомандующим советского флота. Мощнейший авианосец СССР был спущен на воду в 1987 году, а окончательно введен в строй — через четыре года.
Сегодня длина авианосца составляет 306 метров, водоизмещение – 61 тысячу тонн. На палубе корабля может разместиться пятьдесят самолетов и вертолетов. Несколько десятков ракетных установок «Адмирала Кузнецова» позволяют ему вести беспрерывный огонь на протяжении нескольких часов.
После спуска на воду авианесущий крейсер включили в состав Северного флота. В ноябре 1991 года председатель Верховной рады Леонид Кравчук потребовал, чтобы «Адмирал Кузнецов» оставался на рейде Севастополя, называя корабль собственностью Украины. Капитан корабля принял решение подчиняться командованию СССР и вывел авианосец из Черного моря. «Адмирал Кузнецов» совершил плавание через Средиземное море и Атлантику и достиг Мурманска, который стал его базой.
Сегодня самый большой авианосец в мире и его собратья рассчитаны на ведение войны в условиях использования ядерного оружия. Военные всех стран убеждают других, что их корабль способен выдержать ядерную войну и стать средством победы в ней. С разным успехом авианосцы использовались в локальных войнах XX столетия. Природные катастрофы XX века же показали, что мощь и вместительность авианесущих крейсеров может быть использована также и в мирных целях.
Структура:
- Название документа («Характеристика в военкомат»).
- ФИО, год рождения, национальность, образование (детские сады, школы).
- Краткая информация о семье (ФИО родителей, дата рождения и место работы). Также можно отметить материальное благосостояние, наличие (если есть) зарегистрированных психических заболеваний и алкоголизма.
- Общее состояние здоровья.
- Характер призывника (насколько наблюдателен, скоординирован, обучаем, ответственен, насколько развиты память, реакция), поведение (в том числе в сложных ситуациях), отношения с родными и сверстниками (пользуется ли авторитетом, в каких отношениях находится с преподавателями), общественная внеучебная активность (спортивные и иные соревнования, олимпиады, мероприятия, общественные работы, секции за последние три года).
- Успеваемость в школе, посещение дополнительных курсов.
- Тип темперамента, лучшие стороны и навыки, любимые предметы в школе (Можете выделить те, что даются ему лучше и хуже всего). Отметьте, если ученик курит или употребляет алкоголь, имел ли проблемы с полицией.
- Субъективный вывод: годен ли ученик, по вашему мнению, для службы, если да, то в какой бы род войск вы его рекомендовали.
- Цель выдачи документа («для предъявления в приемную комиссию военкомата»).
- Подпись классного руководителя, директора школы и печать.
- Дата.
Все эти данные должны быть актуальны, описывать ученика нужно в настоящем времени. Помните, что, если вы назначены ответственным лицом за написание характеристики ученика для военкомата, вы несете прямую ответственность за написанное вами, и отвечаете за достоверность информации, которая вами предоставлена.
При написании характеристики ученика на первый план необходимо выдвинуть его положительные стороны, и, если считаете нужным, нейтральным образом указать на недостатки, если они имеют весомое значение.
Характеристика ученика или студента — один из обязательных документов, который молодой человек должен предоставить в военкомат. Она должна давать четкое представление о том, кем человек является в обычной гражданской жизни.
Считается, что характеристика сильно влияет на то, в какие войска попадет будущий солдат: по сути, это один из немногих способов понять, что из себя представляет человек. Если описать какие-нибудь полезные для армии навыки ученика, велика вероятность, что он будет служить в специализированных войсках, а не в обычном стройбате. Также этот документ остается в архивах, в личном деле призывника. Поэтому стоит отнестись к заполнению этого документа с полной серьезностью и ответственностью.
5
Авианосцы типа «Королева Елизавета» — английские авианосцы, известные также под кодовым названием CVF, строящиеся на замену ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл». В настоящее время в постройке находятся два авианосца (HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales).
Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ. Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.
Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.
Примечания
- Николай Васильев. . Вести.ru (1 августа 2009). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . Федеральное агентство связи (2008). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- Игорь Агапов. (недоступная ссылка). Деловая газета «Маркер» (23 ноября 2011). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- ↑ . ЕГРЮЛ. Дата обращения: 17 ноября 2014.
- . КонсультантПлюс. Дата обращения: 19 ноября 2014.
- Михаил Матовников, Алексей Буздалин. . Коммерсант (15 сентября 2011). Дата обращения: 19 ноября 2014.
- ↑ Валерий Кодачигов. . Ведомости (20 декабря 2013). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- ↑ Даниил Сидоров. . ComNews (20 декабря 2013). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- Жанна Ульянова. . Slon (2 февраля 2014). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- (недоступная ссылка). Kazan First (18 июня 2013). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . Мавлид ан-Набий № 6 (2013). ИД «Медина» (7 октября 2013). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- Евгения Шинковская. . Ридус (7 августа 2014). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- . Ювелирторг (2013). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . Федеральное агентство связи (31 мая 2013). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . Федеральное агентство связи (6 марта 2012). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . Федеральное агентство связи (16 апреля 2012). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . Накануне.ru (15 января 2014). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- Елена Рагозина, Анатолий Темкин, Глеб Крампец. . Ведомости (22 ноября 2006). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- (недоступная ссылка). Cnews (18 сентября 2014). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- . Klerk.ru (17 августа 2009). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- . NEWS.ru. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- . Архив Александра Н. Яковлева (16 июня 1939). Дата обращения: 17 ноября 2014.
- . КонсультантПлюс (16 ноября 1939). Дата обращения: 22 декабря 2014.
- Постановление Совета Министров СССР от 26 июля 1954 года № 8044.
- Александр Шабуркин. . Yktimes.ru (18 июня 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
- Татьяна Балуева. . Золотой червонец (1 февраля 2010). Дата обращения: 1 февраля 2015.
- Приказ Министерства связи СССР от 17 мая 1988 года № 224.
В заключение
Как видим, ведущие позиции в этом виде вооружения принадлежат США. Заявленный ещё президентом Вудро Вильсоном в 1918 году принцип на достижения США мирового господства, блестяще реализовывается в проектах по созданию авианосцев — океанских военных баз.
Это обусловлено и другими причинами. Германии и Японии запрещено строить военные корабли, и соответственно иметь военно-морской флот. Франция и Великобритания, войдя в состав НАТО, проводили политику в русле военной политики США. Военные доктрины этих стран не предполагали проведения отдельных крупномасштабных военных операций. Надобность в таком виде вооружения отпала.
В СССР в 60-е годы прошлого столетия стали делать ставку на развитие баллистических ракет, как средства доставки ядерных зарядов. Предпринимаемые попытки не приводили к положительным результатам, которые бы могли удовлетворить военное руководство, и проекты по созданию авианосцев были свёрнуты.
Новый виток гонки вооружений, который наблюдается в последние годы, может вызвать к жизни новые виды больших кораблей, с палубы которых могут взлетать самолёты.