20 правил рыцаря из классического руководства от 1483 года

Содержание

Литература

  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
  • Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
  • Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
  • Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
  • Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
  • Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
  • Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
  • Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
  • Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
  • Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
  • Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
  • Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 168 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
  • Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
  • Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
  • Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
  • Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
  • Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
  • Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
  • Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Bouchard, Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. Cornell University Press, 1998. ISBN 0-8014-8548-7.
  • Haines, Charles Reginald. (1889). Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031
  • Maurice Keen (1984). Chivalry. ISBN 0-300-03150-5 / ISBN 0-300-10767-6 (2005 reprint)
  • Read, Charles Anderson (2007). The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators, And Prose Writers Of Ireland — Vol IV (Paperback)
  • Cohen О., Histoire de la chevalerie en France…, P., 1949
  • Boutruche R., Seigneurie et féodalité, t. 1—2, P., 1968—70
  • Galitier L., La chevalerie. P., 1960
  • Duby G., Guerriers et paysans. P., 1973
  • Duby G., Hommes et structures du moyen age, P., 1973

Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение

Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).

Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.

На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.

Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.

Машины на базе

Идеал прекрасной дамы

Ранней весной 1885 года друг и сосед Артура, доктор Пайк, пригласил его дать консультацию по поводу болезни пятнадцатилетнего Джека Хокинса: подросток перенес менингит, и теперь по нескольку раз в сутки у него случались припадки. Жил Джек вместе с матерью-вдовой и сестрой на съемной квартире, хозяин которой требовал немедленно освободить жилье, потому что Джек беспокоил соседей. Ситуация усугублялась тем, что больной вряд ли протянул бы даже несколько недель… Доктор Пайк просто не решался сам сказать об этом убитым горем женщинам и хотел переложить тяжесть объяснения на молодого коллегу.

Но он был потрясен тем невероятным решением, которое принял Артур. Познакомившись с матерью пациента и с его сестрой, нежной и ранимой Луизой, Конан Дойль проникся таким состраданием к их горю, что предложил перевезти Джека в свою квартиру, чтобы мальчик находился под постоянным врачебным присмотром.

Джек, к сожалению, всего через несколько дней умер, но горячая благодарность его сестры к благодетелю переросла в пылкую любовь. Еще ни одна девушка не казалась Артуру настолько близкой к идеалу прекрасной дамы из рыцарского романа, как эта барышня, которая решилась обручиться с ним, даже не дожидаясь окончания срока траура по брату.

Пусть Тьюи, как называл жену Артур, и не была яркой личностью, зато сумела обеспечить мужу домашний уют и полностью избавить его от бытовых проблем. У него неожиданно освободилось много времени, которое он тратил на сочинительство. Чем больше он писал — тем лучше получалось. В 1887 году вышел его первый рассказ о Шерлоке Холмсе — «Этюд в багровых тонах», сразу же принесший автору настоящий успех. Тогда Артур был счастлив… 

Луиза родила ему двоих детей: дочь Мэри и сына Кингсли. Однако счастливого и добродетельного союза на всю жизнь, о котором мечтал Конан Дойль, не получилось. Довольно скоро рыцарские воззрения писателя подверглись серьезному испытанию, причем двойному: на него одновременно обрушились смертельная болезнь Тьюи и любовь к другой женщине.

Недописанный роман. Хью Грант: дамский угодник и многодетный отец
Подробнее

Главное для рыцаря — это быть верным

Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. Процедура, сама по себе очень неприятная и напоминавшая скорее похороны. Считалось, что подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному господину, когда тот в ней нуждается, не достоин звания рыцаря. Поэтому за неявку в поход можно было прослыть изменником и сдохнуть. Собственно, в Англии, после завоевания ее Вильгельмом рыцарями назывались те, кто получил земельный надел, но не платил ренту, он платил за него своим участием в походах.

Так что верность — краеугольный камень рыцарства.

См. также

Как становились средневековыми рыцарями

Чтобы немного лучше понять, какими были рыцари, стоит узнать, как они вообще появились. Прообразами средневековых рыцарей можно считать эквитов — всадников Древнего Рима. Но в привычном нам понимании рыцарство появилось примерно в VIII веке во Франкском государстве. Тогда рыцари были тяжеловооружёнными конниками, защищавшими свою родину от нападений арабов. Однако как сословие рыцарство оформилось лишь в XI–XII веке. Были среди германских рыцарей министериалы — нетитулованные владельцы земли, не бывшие, строго говоря, вассалами своего господина. Во Франкском государстве дело обстояло несколько иначе.

Во Франции рыцарем мог стать только знатный владелец крупного лена или надела.

Мальчиков начинали учить в семилетнем возрасте в домашней обстановке. В 14 лет его отправляли ко двору сеньора, где он служил пажом. А после, с 14 до 21 года, юноша был оруженосцем при рыцаре. Оруженосцев обучали семи главным рыцарским добродетелям: владению копьём, плаванию, фехтованию, соколиной охоте, игре в шахматы, верховой езде и стихосложению. Учили их и придворному этикету, и куртуазной этике — умению обращаться с женщинами. Также давали и религиозное воспитание. Влияние церкви на рыцарство было очень велико, недаром ведь рыцари отправлялись в Крестовые походы во имя веры. В 21 год оруженосец, прошедший обучение, проходил обряд посвящения в рыцари. И с этого начиналась его новая жизнь, зачастую посвящённая только «прекрасной даме».

«Бой тридцати». О. П. Л’Харидон

Значение оруженосца в жизни рыцаря. Кто мог получить должность?

Оруженосец рыцаря в Англии – это не просто лицо, сопровождавшее знатную особу в военных компаниях. Этот человек выполнял целый ряд других функций. Учитывая, что большую часть жизни рыцарь проводил вне дома, в военных и в лагерных условиях, оруженосец становится его правой рукой, доверенным лицом. На этом фоне появился целый ритуал посвящения в оруженосцы. Аналогичным образом сложилась ситуация в Итальянских государствах, во Франции и в германских государствах. Пик славы рыцарства пришелся на период Крестовых походов. Именно в это время основная масса славных родов и фамилий Западной Европы приняла участие в походах на Святую Землю. Сложности и трудности походной жизни, с которыми столкнулись вельможи, вывели должность оруженосца на первые позиции.

В эпоху Крестовых походов произошла трансформация положения оруженосца в обществе. Прослеживалось деление лиц, занимающих эту должность, по социальному статусу. Распространение получили следующие два статуса:

  • оруженосец из числа простолюдинов;
  • знатная особа, представляющая благородный род или фамилию.

В первом случае помощником рыцаря становился его слуга, с которым господин контактировал в обычной мирной бытовой обстановке. В Германии и в Англии оруженосцами часто становились рядовые воины, из числа личной охраны господина. Как правило, оруженосец в таких случаях не только обслуживал своего господина в походе, но и сам принимал участие в битве, будучи телохранителем своего сюзерена.

Служба оруженосцем в данном случае засчитывалась в качестве рыцарского стажа. В отличие от простолюдинов, которые сопровождали своих вельмож в походах и выполняли вспомогательные бытовые функции, благородные оруженосцы сами принимали активное участие в сражениях, следуя неотлучно за своим покровителем. Во время боя именно этой части воинского окружения рыцарей приходилось тяжелее всего, они выполняли функции тяжелой пехоты. Воинская доблесть, проявленный героизм в бою становился своеобразным боевым крещением оруженосца перед его последующим посвящением в рыцари.

Оруженосцем можно было стать в раннем возрасте. В Англии, в Испании и во Франции подготовка будущего оруженосца начиналась с 14 лет, когда подростка отдавали под покровительство, какого-нибудь знатного вельможи. С этого момента вся жизнь молодого человека была посвящена обучению военного искусства. Испытание оруженосца часто становилось довольно жестокой процедурой. В немалой степени ритуал посвящения в оруженосцы средневековых рыцарей был очень похож на посвящение самураев. Тяжелые физические упражнения, сменялись длительной голодовкой и затворничеством. В будущем помощнике рыцаря вырабатывались твердость духа, чувство самоотверженности и пренебрежение к опасности. Помощник рыцаря должен был в совершенстве владеть приемами боя, быть обученным верховой езде и искусству владения всеми видами оружия.

Манеры рыцарей

Но может быть рыцари
были ценителями красоты и отличались прекрасными манерами? Ничего подобного, таких качеств у рыцарей не было. Это заблуждение.

Историки утверждают, что в их замках всегда было неимоверно грязно, во дворах среди мусора, грязи и отбросов, копошились куры и свиньи, помещения отапливались чадящим углем и освещались лучинами. Ели рыцари руками, волосы и бороду использовали в качестве салфеток и спали одетыми. А о способности благородных рыцарей ценить прекрасное свидетельствует тот факт, что захватив христианский Константинополь они уничтожили замечательные произведения античного искусства, шедевры из мрамора, дерева, кости. И все по той простой причине, что крестоносцы воспринимали как нечто ценное одно лишь золото.

Отметим и то, что варвары с Запада, которых почему-то опрометчиво называют благородными рыцарями, в 1204 году обратили в пепел богатейшие константинопольские книгохранилища с ценнейшими произведениями древних писателей и философов.

Оправиться от последствий нашествия рыцарей
с крестами на плащах византийская столица уже не смогла…

Так неужели и не было рыцарей в лучшем понимании этого слова? Неужели лучшие качества рыцаря, перечисленные нами в начале статьи — всего лишь вымысел? Могу успокоить романтиков. Хоть и в очень небольшом количестве, но благородные рыцари все-таки существовали. Немногочисленные обученные грамоте рыцари
попросту подражали книжным героям: королю Артуру, Ланселоту, Тристану и другим литературным образцам. Как говорится и на том спасибо. Вот она великая сила искусства! В те далеки от нас времена еще верили написанному…

Существующие и разрабатываемые модификации самолета

  1. Ил-76 – первая серийная модель.

  2. Ил-76М – повышена грузоподъёмность, усилен фюзеляж.

  3. Ил-76МГА – модификация для гражданских перевозок.

  4. Ил-76Т – гражданский транспортник.

  5. Ил-76МД – модификация с повышенной грузоподъёмностью и дальностью полета.

  6. Ил-76ТД – дальний транспортный самолет. Повышены показатели грузоподъёмности и дальности полета.

  7. А-50 – предназначен для дальнего радиолокационного управления и обнаружения.

  8. А-60 – модифицирован из Ил-76МД. Предназначен для выполнения работ летающей лаборатории, испробован как носитель лазерного оружия.

  9. Ил-76КТ – строился для проведения тренировочных мероприятий в невесомости для космонавтов.

  10. Ил-78 – самолет-заправщик.

  11. Ил-76МД «Скальпель» − специальная разработка под воздушный госпиталь. Имел на борту 3 медмодуля.

  12. Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный.

  13. Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.

  14. Ил-78М – модифицированный.

  15. Ил-76ПП – используется как постановщик помех.

  16. Ил-76МДК «Космос» − усиленный самолет для более глубоких тренировок космонавтов.

  17. Ил-78МК – самолет конвертируемый. Способен одновременно выполнять функции дозаправки и десантирования войск.

  18. Ил-76П – предназначен для тушения пожаров.

  19. Ил-76ЛЛ – летлаборатория новых авиадвигателей.

  20. Ил-76МД – вариант пожарный.

  21. Ил-76СК – модифицирован под ВКП.

  22. Ил-76МФ – модифицирован с Ил-76МД.

  23. Ил-78МК-90 – модифицирован под двигатели эконом-класса ПС-90А-76.

  24. Ил-76ТФ – модифицированный Ил-76МФ.

  25. Ил-76МДМ – дальний модернизированный самолет.

  26. Ил-76МД-90 – модификация аппарата Ил-76МД.

  27. Ил-76ТД-90ВД – гражданский тип самолета. Модернизирован с Ил-76ТД.

  28. Ил-76ТД-90SW – гражданская модификация для азербайджанской авиакомпании.

  29. Ил-76 «Baghdad»-1 – авиамашина ДРЛО ВВС Ирака.

  30. Ил-76 «Adnan»-2 – модифицирован под локатор РЛС Tiger.

  31. KJ-2000 – самолет ДРЛО китайского производства.

Характеристики самолета Ил-76:

  • Длина: 46,6м

  • Размах крыла: 50,5м

  • Площадь крыла: 300кв.м.

  • Наибольший взлётный вес: 210т

  • Вес пустого: 88500кг

  • Грузоподъёмность: до 60т

  • Объём топлива: 109000л

  • Скорость  на эшелоне: 780—850км/ч

  • Дальность полёта:

  • с грузом 60т: 4000км<

  • с грузом 48т: 5500км

  • с грузом 40т: 6500км

  • Экипаж: 5 чел.

  • Число десантников на борту: 126

  • Длина грузовой кабины: 24,54м

  • Ширина грузовой кабины: 3,45м

  • Высота грузовой кабины: 3,4м

  • Объём грузовой кабины: 321кв.м.

  • Ресурс самолёта: 30000 часов/10000 посадок/30 лет

Ил-76. Галерея.

Ил-76. Видео.

А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла

Литература

Рыцарский культ «прекрасной дамы»

Каждый рыцарь обязан был выбрать себе даму сердца, об этом было написано в рыцарском кодексе любви. Да-да, существовал и такой

Причём неважно, была ли дама из аристократок или простолюдинок, имела она мужа или нет. Всё, что нужно было делать «прекрасной даме», — принимать ухаживания выбравшего её рыцаря

Для средневекового рыцаря выбранная им дама являлась недостижимым идеалом и воплощением богини. В честь неё он складывал сонеты и пел ей серенады под окном. И ради «прекрасной дамы» рыцари бились на турнирах. Рыцарь выезжал на ристалище, прикрепив полученные от дамы сердца перчатки к своему шлему. Также на щит прикреплялась табличка, где восхвалялась красота «прекрасной дамы».

Только после нескольких месяцев, а то и лет ухаживаний и победы в турнире рыцарь получал право облобызать ручку своей леди. Впрочем, до постели дело тоже доходило, но это не приветствовалось. Рыцарь должен был испытывать к своей леди лишь платонические чувства. Это тоже прописывалось в рыцарском кодексе. Там же указывалось, что рыцарь обязан защищать слабых, быть верующим христианином, охранять Евангелие и церковь. Должен был рыцарь и держать данное слово, блюсти чистоту нравов, бороться против зла, быть щедрым и защищать добро. Но была у средневекового рыцарства и другая, тёмная сторона.

«Бог в помощь». Э. Лейтон

Литература

  • Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Алексинский Д. П. Всадники войны: Кавалерия Европы. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: Полигон, 2005. — 488 с.: ил. — ISBN 5-17-027891-8, ISBN 5-89173-277-7.
  • Бартелеми Доминик. Рыцарство. От древней Германии до Франции XII века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2012. — 584 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-022-2.
  • Беннет М., Брэдбри Дж., Де-Фрай К. и др. Войны и сражения Средневековья 500-1500 гг. / Пер. с англ. А. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 264 с.: ил. — ISBN 5-699-15647-X.
  • Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер. с англ. Т. В. Ковалёва, М. Г. Муравьёва. — СПб.: Евразия, 2001. — 578 с. — Серия «Clio magna». — ISBN 5-8071-0085-9.
  • Граветт Кристофер. Рыцари. История английского рыцарства 1200—1600 гг. / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 312 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-40692-0.
  • Джонс Роберт. История рыцарства / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2014. — 240 с.: ил. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-73081-0.
  • Ефимова Е., Дельбрюк Г. Рыцарство. — М.: Евролинц, 2003. — 228 с. — ISBN 5-93662-026-3.
  • Жарков С. В. Военное искусство рыцарей. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2008. — 400 с.: ил. — ISBN 978-9856867029.
  • Жарков С. В. Рыцари: первая полная энциклопедия. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 672 с.: ил. — Серия «Лучшие воины в истории». — ISBN 978-5-699-87152-0.
  • Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с итал. В. П. Гайдука. — М.: Прогресс, 1987. — 384 с.: ил.
  • Кин Морис. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с. — Серия «Университетская библиотека». — ISBN 5-89176-103-3.
  • Контамин Филипп. Война в средние века / Пер. с франц. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. — СПб.: Ювента, 2001. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 5-87399-140-5.
  • Коэн Гюстав. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2010. — 168 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4707-3.
  • Куркин А. В. Рыцари: последние битвы. — М.-СПб.: ООО «АСТ»; Полигон, 2005. — 512 с.: ил. — ISBN 5-17-027890-X.
  • Монусова Е. История рыцарства. Самые знаменитые битвы. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 512 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-066246-3.
  • Оссовская Мария. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
  • Руа Жюст Жан. История рыцарства / Пер. с франц. Г. Веселкова. — М.: Алетейа, 1996. — 248 с. — Серия «Vita memoriae». — ISBN 5-89321-001-8.
  • Филипп дю Пюи де Кленшан. Рыцарство / Пер. с франц. Е. А. Кошелевой. — СПб.: Евразия, 2004. — 192 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0148-0.
  • Флори Жан. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 1999. — 320 с. — Серия «Clio». — ISBN 5-8071-0032-8.
  • Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 356 с.: ил. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества». — ISBN 5-235-02895-3.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Bouchard, Constance Brittain. Strong of Body, Brave and Noble: Chivalry and Society in Medieval France. Cornell University Press, 1998. ISBN 0-8014-8548-7.
  • Haines, Charles Reginald. (1889). Christianity and Islam in Spain, A.D. 756—1031
  • Maurice Keen (1984). Chivalry. ISBN 0-300-03150-5 / ISBN 0-300-10767-6 (2005 reprint)
  • Read, Charles Anderson (2007). The Cabinet Of Irish Literature; Selections From The Works Of The Chief Poets, Orators, And Prose Writers Of Ireland — Vol IV (Paperback)
  • Cohen О., Histoire de la chevalerie en France…, P., 1949
  • Boutruche R., Seigneurie et féodalité, t. 1—2, P., 1968—70
  • Galitier L., La chevalerie. P., 1960
  • Duby G., Guerriers et paysans. P., 1973
  • Duby G., Hommes et structures du moyen age, P., 1973

Галерея

Эпизоды

Весь список
1 сезон
Книга Монстров — Часть 1 \ Книга Монстров — Часть 2 \ Сила Мерлока \ Рыцарский кодекс чести \ Ночь страха \ Золотой дворец \ Лабиринт лжи \ Чёрный рыцарь \ Книга великих бед \ Сила и магия
2 сезон
Назад в школу \ Жадность — это хорошо? \ Книга Одержимости \ Королевский турнир \ Монстр-шеф \ Рыцарь на отдыхе \ Рыцарская лихорадка \ Шутки у микрофона \ В погоне за Фортрексом \ Королевство героев
3 сезон
Облако \ Слегка заржавел \ Гора Громострокс \ Гнилое счастье \ Буря над каменным лесом \ Неудача шахтёра \ Рыцарь в музее \ Растирание горячего камня \ Каменная бездна \ Ответственность
4 сезон
Выходные у Хальбертов \ Серый рыцарь \ Хороший, плохой и Жадингем \ На тайной службе Его Величества \ Странники в Гальпах \ Спрутоглав \ Каменное сердце \ Между камнем и наковальней \ Шествие великана-разрушителя \ Падение
Вебизоды
Союз Фортрекса \ Джестро плохой… очень-очень плохой \ Славный рыцарь Клэй Мурингтон \ Счастье — быть Лансом \ Сэр Аксель… вечно голодный \ Не сдавайся, Аарон! \ Парад Мэйси \ Отважный и дерзкий сэр Робин
Короткометражки

Основные атрибуты

Военная добыча — крайняя необходимость для оплаты услуг наёмного войска, укрепления цитаделей, а также повышения лояльности своих подданных. Ведь вывести несколько конных воинов в поле стоило не дешевле чем подготовить сейчас танковый взвод к длительному марш-броску. Трофеи воспринимались как должное: это гарант. Грабежи и погромы не были чужды всем сословным группам — пожалуй, это главный мотив любого средневекового конфликта. Основной целью войны высокое общество эпохи видело в пленении своего оппонента и нанесении ему тяжкого материального урона, нежели в физической расправе над ним. Налёты, набеги, осады и поджоги всегда сопровождали любую военную акцию в Западной Европе XII-XIII веков, которая длилась с довольно большими временными интервалами.

Отдельные участники конфликта, которые хотели добиться определенных целей, могли попытать счастья в переговорах. Обычно это происходило в тот момент, когда ресурсы были на исходе и военное решение вопроса откладывалось. На нейтральной территории, у границ владений, во время паломничества стороны пытались договориться: подарки, верительные грамоты, визиты авторитетных духовных и светских лиц, которые зачастую выступали третейскими судьями — все эти средства были важны для достижения соглашений. Клятва на Священном писании или же на мощах святого была значимой, но не всегда гарантировала добросовестного исполнения условий мирного договора.
Выяснение отношений между вассалами и сеньорами приносили обычно нескончаемые раздоры, беспредел, разбои и хозяйственный упадок подвластных территорий. Церковь с осуждением смотрела на то, как христиане режут друг друга и делают это с большим удовольствием. В определённом смысле она смогла направить эту деструктивную энергию на благо христианской веры — так появились Крестовые походы и духовно-рыцарские ордена. В последствии и европейские монархи стали препятствовать конфликтам знати — выдавались охранные грамоты, которые гарантировали защиту человеку и его владениям.

Качества рыцаря

Во-первых, никого кроме себя рыцари никогда не защищали. В подавляющем большинстве своем были они обыкновенными бандитами и в течение нескольких веков терроризировали окружающих, грабили купцов и паломников, не подчинялись никакой власти и без особых душевных терзаний убивали всякого, кто осмеливался им сопротивляться.

Во-вторых, мало общего с действительностью имеют и сцены из рыцарских романов, где прекрасные дамы слезно обращались за помощью и каковую немедленно получали. Это заблуждение. В реальности же при виде приближающихся рыцарей все кто мог самостоятельно передвигаться, и прекрасные дамы, в первую очередь в панике старались скрыться с их глаз долой.

Вот лишь несколько примеров. В 1208 году рыцари Симона де Монфора захватили город Безье в Лангедоке, один из центров еретического учения альбигойцев. На вопрос одного из рыцарей как отличить еретиков от истинных христиан, папский легат Арнольд Амори ответствовал: «Убивайте всех. Бог распознает свою паству». Благородные рыцари вырезали  пятнадцать тысяч человек, в основном женщин и детей.

Ричард Львиное Сердце — обладатель лучших качества рыцаря.

О чем вообще речь, когда само воплощение благородства, Ричард Львиное Сердце после взятия одной из сарацинских крепостей приказал распороть животы по одним данным сотням, а по другим нескольким тысячам, чтобы проверить, не проглотили ли они драгоценности.

В 1369 году Эдуард, он же Черный Принц, называемый средневековыми авторами «благороднейшим и достойнейшим рыцарем», захватил  французский город Лимож. Он даровал свободу попавшим в плен коллегам- рыцарям и приказал  перебить всех остальных обитателей города. И в этом случае ни женщин, ни детей не пощадили.

Благородный рыцарь Эдуард Черный Принц.

«Благородные» рыцари, участвовавшие в крестовом походе, организованном Петром Отшельником в 1096 году, отметили свой путь по Европе грабежами, насилиями и убийствами, так как местные жители отказывались снабжать их провизией.

Многие рыцари отправлялись в крестовый поход только лишь для того, чтобы побольше награбить. А короли государств Европы приветствовали эти походы, так как таким образом надолго (а иногда и навсегда) избавлялись от неуправляемых и воинственных рыцарей.

В этом свете не такой уж и неправдоподобной кажется следующая история:

В замок к своему сеньору возвратился рыцарь. Был он сильно помят, доспехи погнуты, шлем разбит, лицо в крови. Лошадь его хромала, а сам он еле держался в седле.

— Что за беда приключилась с тобой? – спросил сеньор беднягу.

Тот, с трудом выпрямившись в седле ответил:

— О, я славно поработал для вас, сэр! Я здорово потрепал ваших врагов на севере…

— Что? – вскричал удивленный барон. – У меня нет никаких врагов на севере…

— Э-э… — устало протянул рыцарь. – Не было, так теперь будут!

Звания в ФСБ

Ричард Львиное Сердце — король-рыцарь

Английский король придавал этой идее действительно большое значение. Двор Плантагенетов почитал традиции героев древней Трои и королевства Артура. Сыграл свою роль и крестовый поход Ричарда, который как бы объединил мир рыцарей Круглого стола с героями библейских рассказов.

Смерть Артура. (pinterest.ru)

Сам Ричард не только подражал героям Артуровского цикла, но и популяризировал такой стиль. Считается, что король-крестоносец взял с собой в Третий крестовый поход Эскалибур. По мнению крупнейшего специалиста по истории Ричарда I Джона Джилингема, подобный факт говорил о полном соответствии короля миру эпоса об Артуре. В этом свете остаётся неясным, почему Ричард подарил меч королю Сицилии Танкреду — человеку, который внёс сумятицу в ряды крестоносцев и с которым были натянутые отношения из-за невыплаченной вдовьей доли сестре короля Иоанне Английской. Возможно, ответ в том, что Танкред заплатил Ричарду за меч 20 тыс. тысяч унций золотом, возмещением наследства его сестры и ещё 20 тыс. унций золотом за бракосочетание племянника английского короля Артура I, герцога Бретонского, с дочерью Танкреда.

Артур Бретонский. (pinterest.ru)

Авторы панегириков английскому венценосному крестоносцу сравнивали его с героями античной мифологии и средневекового эпоса. Геральд Камбрийский на страницах своего сочинения делает Ричарда достойным потомком Гектора, Ахилла и даже самого Александра Македонского. Речь идёт о доблести и военной храбрости. Хронист Амбруаз в «Истории святой войны» ставит Ричарда практически в один ряд с Роландом.

Так или иначе, английский монарх получил славу храброго короля-рыцаря, а рыцарство как явление нашло в нём символ, знаменосца. Представитель дома Плантагенетов стал легендой.

Битва Ричарда с Саладином. (pinterest.ru)

Дэнни Хьюстон в роли Ричарда в фильме Ридли Скотта «Робин Гуд», 2010. (pinterest.ru)

Исторический король-крестоносец и легендарный английский монарх стали в какой-то мере неразделимы. Легенда превзошла жизнь: к 13-му веку за Ричардом I закрепилось реноме храброго и доблестного рыцаря, бесстрашного и яростного, щедрого и справедливого монарха, а также талантливого поэта и обольстителя. Образ оказался долговечным: голливудский кинематограф использует его по сей день.

Итог

Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector