Разновидности строительных касок и советы по их выбору

Применение

Турбовальный двигатель ВК-800В на МАКС 2013.

Вертолёт имеет просторную грузо-пассажирскую кабину, которая переоборудуется под различные варианты целевого применения.

Машина может быть использована для решения широкого круга задач: доставка грузов, перевозка пассажиров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, оказание экстренной медицинской помощи, административные перевозки, первоначальное обучение. Модификация вертолёта повышенной комфортности (VIP) предлагается для организации перевозки высокопоставленных пассажиров.

Закупаемые ВС РФ вертолёты Ансат — в учебной версии, Ансат-У.

На выставке МАКС-2005 была представлена также боевая версия вертолёта — Ансат-2РЦ. О заказах на неё сведений нет.

Ближайшим зарубежным аналогом является вертолёт EC-145 концерна Eurocopter.

28 октября 2016 года –  Холдинг «Вертолёты России» планирует обеспечить поставку порядка 40 российских вертолётов «Ансат», сообщил в пятницу журналистам заместитель генерального директора компании Александр Щербинин.

Парк компании «Русские вертолётные системы» (РВС) пополнился новейшей отечественной машиной «Ансат» производства Казанского вертолётного завода. Вертолёт, поступивший в распоряжение РВС, изготовлен в VIP-варианте, однако будет использоваться не только для перевозки пассажиров, но и в качестве учебной машины авиационного учебного центра компании. «Ниша лёгких многоцелевых машин интересна как зарубежным, так и российским заказчикам. Этой осенью первый «Ансат» с медицинским модулем был передан Минздраву Республики Татарстан. Продвижение новой машины – одна из наших приоритетных задач. Выполненные и имеющиеся у нас заказы подтверждают хороший задел на будущее», – отметил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев.

Контракт на поставку двух машин в медицинском исполнении подписала китайская компания Wuhan Rand Aviation Technology Service Co. Ltd., сообщает холдинг “Вертолёты России”. Объявление было сделано на авиасалоне в китайском Чжухае. Вертолёты планируется поставить до конца 2017 г. Китайское предприятие также оформило опцион, который предусматривает покупку ещё шести “Ансатов”. Ожидается, что компания получит их до наступления 2019 г.

В июне 2017 года первый в России вертолёт «Ансат», оборудованный модулем реанимации прибыл в Волгоград.

Каска Адриана

Профиль каски Адриана невольно ассоциируется с пожарным шлемом, что неудивительно — именно от каски Адриана пожарные шлемы и произошли. Каску Адриана разработал ещё в годы Первой мировой генерал Огюст Луи Адриан. Она получила название М-15. Имея французское происхождение, каска Адриана была принята как часть экипировки во многих странах (в том числе и в России, где находилась на вооружении до 1939 года). В одной только Франции было изготовлено 20 миллионов шлемов. М-15 не мог защитить от прямого попадания пуль. Привычка к ношению касок Адриана прививалась во время Первой мировой непросто. Не привыкшие к тяжелым каскам солдаты часто просто скидывали их с себя во время боя.

Военные шлемы в Германии

Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.

В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

Польский поход;Халхин-Гол;Финская война;Гражданская война в Испании;Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

Он изготавливался из легированной броневой стали;Толщина стенок равнялась 1,9 мм;При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:

СШ-68М;СШ-68Н.

Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.

Боевое применение

Шлемы защитные

1-3 класса защиты используемые в частной охранной деятельности. 

ШЛЕМЫ ЗАЩИТНЫЕ

предназначены для индивидуальной защиты головы человека от  пулевых и осколочных ранений, наносимых различными видами стрелкового или холодного оружия и другими поражающими факторами. В частной охранной деятельности используют шлемы трех классов которые указаны здесь. 

Шлем защитный ФОРТ»Кивер 4″ Площадь защиты (общая), дм2 Вес изделия, кг Класс защиты по…

Шлем защитный «Альфа 2». Соответствует требованиям ГОСТ Р 50744-95, техническим условиям…

Шлем защитный «Альфа». Площадь защиты (общая), дм2 Вес изделия, кг Класс защиты по ГОСТ…

Защитный шлем ЗШ 1-2 Предназначен для обеспечения защиты головы человека от возможных…

Шлем противопульный ССШ-94 »СФЕРА-С» предназначен для защиты головы человека от…

Шлем защитный «Колпак 3М». Шлем стальной, дифференцированная защита лобовой и височных…

Шлем защитный «СКИФ 1М2» Предназначен для защиты от поражения осколками снарядов, мин,…

Шлем защитный «ШБМ-П» Шлем защитный «ШБМ-П» соответствует ГОСТ Р 50744-95 и защищает…

Шлем защитный БЗШ (01) тип Н. Площадь защиты (общая), дм2 Вес изделия, кг Класс защиты по…

ШЛЕМ ЗАЩИТНЫЙ АЛЬФА П Площадь защиты (общая), дм2 Вес изделия, кг Класс защиты по ГОСТ…

Шлем защитный БЗШ (01) тип В. Площадь защиты (общая), дм2 Вес изделия, кг Класс защиты по…

Шлем противоударный «Колпак 1» защищает голову человека от поражений ударного типа по С…

Шлем защитный «Каппа-2» предназначен для защиты головы человека по классу Бр2 от…

Шлем ПШ-97 (Джета) противоударный шлем защищающий голову человека по «С» классу от ударов…

Шлем защитный ШБМ-Л обеспечивает защиту головы человека по классу Бр1 от огнестрельного…

Шлем защитный «Страж-П» предназначен для защиты головы человека по С классу от…

Шлем противоударный ШС защищает голову человека по специальному С классу как…

Шлемы защитные Jet Шлемы Защитные Jet одни из самых популярных мотошлемов, наиболее…

Мотошлемы Acerbis. В настоящее время можно приобрести огромное количество различных…

Далее по теме:

Палки резиновые ПР Резиновые палки используются правоохранительными органами, охранными…

Перечень спецсредсв разрешенных для использования в частной охранной деятельности и их…

Наручники Наручники используемые в частной охранной деятельности Основные типы…

Виды специальных средств, используемые сотрудниками частных охранных структур, определены…

Шлемы защитные 1-3 класса защиты используемые в частной охранной деятельности. ШЛЕМЫ…

Устройство касок

Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.

В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.

Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:

  • обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
  • предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
  • смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.

Первая мировая война

Германия. На момент начала Первой мировой войны каски были на вооружении только у германской армии, да и то, тевтонский пикельхельм вряд ли можно назвать шлемом в современном понимании этого слова. Это была кожаная каска с металлической отделкой и пикообразным навершием. Она, конечно, стильно смотрелась, но защитить голову своего владельца не могла. А шип и многочисленные металлические детали еще и выдавали месторасположение солдата.

Немцы попытались изготавливать пикельхельмы из металла, но очень быстро выяснилось, что подобный «девайс» не может надежно защитить голову своего владельца. После этого к вопросу решили подойти со всей немецкой основательностью: на полигоне были испытаны каски самых разных форм и конструкций. К новому изделию были составлены технические требования, которые касались толщины и марки металла, веса, конструкции. В результате этих изысканий появился знаменитый Stahlhelm, который на долгие десятилетия стал настоящим символом германского солдата. Его первая модель, М16, стала массово поступать в войска уже в 1916 году.

По своим защитным характеристикам и удобству эта каска значительно превосходила аналоги, которые имели на тот момент противники Германии. М16 была принята на вооружение армиями Османской империи, Австро-Венгрии и Болгарии. До конца ПМВ немцы успели выпустить еще две модификации Stahlhelm – М17 и М18, в которых были исправлены недостатки первоначального варианта.

Франция. Французы вступили в войну, вообще не имея шлемов. Головы их солдат закрывали обычные кепи, которые хорошо защищали от непогоды, но не могли уберечь от осколка. Франция быстрее всех смогла разработать металлический защитный шлем – каску Адриана. Она была названа в честь своего создателя генерала Огюста Адриана и начала поступать в войска уже в 1915 году.

Каска Адриана состояла из трех (по другим данным, из четырех) частей, имела характерный гребень и козырек. Для ее изготовления использовалась сталь толщиной 0,7 мм, общий вес изделия составлял 700-800 гр. Если немецкий Stahlhelm считался самым надежным, то каска Адриана («адрианка») не имела равных по дешевизне и технологичности. При этом шлем весьма надежно защищал солдата от шрапнели, осколков, разлетающихся камней и др. «Адрианка» стала самой массовой каской периода Первой мировой. Кроме самой Франции, эта каска была принята на вооружение Бельгией, Грецией, Италией, Японией, а затем и Россией.

Англия. Англичане также вступили в войну без шлемов, но уже к концу 1915 года в войска стала поступать каска Mk.I (Shrapnel helmet). Вопреки распространенному мнению, ее характерная форма была навеяна не пробковым шлемом, а знаменитой средневековой капеллиной. Создателем Mk.I был лондонец Джон Броди. Толщина стали шлема составляла 0,9 мм, он был простым, дешевым и при этом неплохо защищал голову солдата от ударов сверху, то есть, когда он находился в окопе. За время Первой мировой войны было изготовлено более 7,5 млн Mk.I. Английский шлем был взят на вооружение Канадой, США и Австралией.

Россия. В 1914 году у российской армии также не было шлемов. Необходимость их введения стала очевидной уже в 1915 году. Однако вопрос тормозился на самом высоком уровне – император Николай II высказался против использования каски. Военные были другого мнения по этому поводу, и в том же 1915 году российский Генштаб инициировал разработку собственного шлема на основе каски Адриана. А летом во Франции был заказан миллион этих шлемов. В ноябре 1916 года армия стала получать собственные каски, которые были внешне похожи на французские, но имели несколько иную конструкцию. Потом в государстве начались революции и смуты, о касках на долгое время забыли.

«Отношение было пренебрежительное»

Многие солдаты каски не надевали принципиально. Ветеран ВОВ Александр Шумилин в книге воспоминаний «Ванька-ротный» пишет, что на войне ходил без каски и ни разу не пожалел об этом, даже когда подвергался обстрелам. Его политрук по этому поводу говорил: «Дуракам закон не писан, пусть подставляют головы под пули».

Были даже части, где ношение касок расценивалось как «трусость». Высшее командование знало об этом и не скрывало своего недовольства.

«К каскам во всей советской армии отношение было пренебрежительное. И восьмая наша дивизия не составляла исключения. Объезжая и обходя части, в том числе на переднем крае, я не встречал ни одного человека, кто носил бы каску», – писал генерал Петр Григоренко, воевавший на 4-м Украинском фронте.

Критикуя такую «расхлябанность», военачальник ссылается на военных медиков, по данным которых 80% погибших и умерших от ран на войне были поражены в голову. Если бы они носили каску, это, возможно, спасло бы им жизни.

Однако у солдат были причины не любить каски. В полевых условиях они причиняли много неудобств. Особенно трудно приходилось разведчикам.

«Каска звенела на голове, цеплялась за сучки, мешала думать и сосредоточиться», – утверждал Шумилин.

Советская каска была тяжёлой – она весила 0,8 кг, и при постоянном ношении шея начинала болеть. Ещё одно неудобство, вероятно, состояло в том, что СШ-40 требовал много времени на снимание и надевание. Подтулейник из трёх лепестков имел целых 6 заклёпок (из-за чего и был прозван «шестиклёпкой», в то время как модель 1939 года именовалась «трёхклёпкой»). Кроме того, несмотря на усовершенствования, конструкция подшлемника оставляла желать лучшего, особенно в холодное время года. Как вспоминал писатель Василь Быков, однажды он пытался надеть каску на шапку, но не сумел её приладить.

«Без пользы она! Брось ее, младшой, к чёртовой матери», — посоветовал тогда Быкову помощник командира взвода.

Летом, когда происходили основные боевые действия, в советской каске было слишком жарко. В отличие от немецких касок в СШ-40 не было отверстий для вентиляции. Фронтовики вспоминают, что многие надвигали каску на затылок или напротив, «на нос».

Что это и для чего предназначены?

Обратившись к любому популярному источнику, нетрудно узнать, что защитная каска — это важное средство индивидуальной защиты головы работающих на производстве. Но их используют и в других случаях, а не только на рабочем месте

Ведь риск повредить голову возникает в самых разных условиях. Каску носят:

  • велогонщики;

  • мотоциклисты (в том числе и мотогонщики);

  • обычные и промышленные альпинисты;

  • пожарные.

Без касок не уходят в забой шахтёры. Они давно стали обычным атрибутом в профессиональной деятельности:

  • строителей;

  • металлургов;

  • военнослужащих сухопутных войск;

  • десантников;

  • «мирных» парашютистов;

  • различных спортсменов;

  • спелеологов;

  • каскадёров.

Отсюда следует, что задача касок состоит в отражении самого широкого спектра угроз. Но решить все эти противоречивые задачи при помощи одного головного убора нельзя. Поэтому существует большое количество разнотипных шлемов. Так, строительная каска выдерживает удары падающих сверху предметов, однако неспособна защитить от сильного нагрева и открытого пламени, сама плавится. Каска пожарного справляется с обоими этими вызовами, но стоит достаточно дорого, и потому неприменима в строительстве и промышленности.

Отдельно стоит сказать про каски сварщиков. В соответствии с нормами электробезопасности, они обязаны носить головные уборы, защищающие от электродуги. Точнее говоря, эти каски мало чем отличаются от обычных, но к ним крепится специальный щиток, который гасит вредное воздействие электрической дуги. Она не сможет «достать» до органов зрения или до кожных покровов.

Осуществление актов геноцида с помощью химического оружия

Красивое видео на 9 мая

Любопытный факт: у строительной каски есть… срок годности!

Это действительно так, хотя многие из вас наверняка слышат об этом впервые. Для изготовления касок используется пластик – материал, ослабевающий и портящийся со временем, а значит, у данных изделий должен быть определенный срок годности. Определить, когда именно настанет время сменить каску, несложно: на пластике можно найти печать либо тиснение с данной производства.

Срок годности защитных касок

Как вариант – на касках могут иметься стикеры, меняющие свой цвет и тем самым сообщающие, что настало время обновить свою защиту. Конкретные сроки годности строительных касок зависят от условий эксплуатации и то того, было ли изделие повреждено. Лучше всего поинтересоваться у производителя относительно того, как часто следует менять средство для защиты головы.

Строительная каска

Нормы и стандарты

Существуют отдельные требования и стандарты по защите головы строителя. В специализированных документах прописаны материалы, свойства, а также способы испытаний защитных изделий.

ГОСТ

Правильное изготовление и эксплуатацию касок регламентируют:

  1. ГОСТ EN 397-2012 – в нем прописана система стандартов по обеспечению техники безопасности труда;
  2. ГОСТ 14.087-84 – рассказывает о технических условиях эксплуатации строительных касок;
  3. ГОСТ 12.4.026-2015 – дает характеристику цветам и разметке.

СНиП

Требования по использованию данного изделия прописаны не только в ГОСТах. Ознакомиться с ними можно также в СНиП 12-02-2001. В документе прописаны ключевые правила безопасности труда в строительной сфере.

Копис, ксифос и махайра .

Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.

С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.

Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.

Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.

В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.

Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.

Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.

При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.

< Предыдущая   Следующая >

Следующие статьи:

  • 13/01/2013 07:47 — Путь самурая. Интуиция – главное оружие самурая. С…
  • 12/01/2013 20:52 — Бой самураев
  • 12/01/2013 19:18 —
  • 12/01/2013 18:17 — Сеппуку — ритуальное самоубивство. Дзюнси
  • 03/01/2013 18:49 — Кинжал СС — холодное оружия фашистской Германии. К…

Предыдущие статьи:

  • 18/11/2012 21:17 — Fallkniven F1 – лучший нож охотника и коллекционер…
  • 30/05/2012 05:04 — бусидо кодекс чести бусидо путь самурая
  • 11/05/2012 04:42 — боевой нож особенности боевого ножа боевые ножи со…
  • 04/01/2012 15:46 — Дамасская сталь ножи. Дамасские ножи
  • 24/02/2011 11:41 — Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурай…

Следующая страница >>

Смотрите также

Проверка технического состояния ДВС ЗМЗ 53

По некоторым показателям можно судить о техническом состоянии двигателя. Такими показателями являются:

  • расход масла на 100 (1000) км пробега;
  • значения величины давления масла на холостых и средних оборотах коленчатого вала;
  • компрессия в цилиндрах ДВС.

Расход масла проверяют по уровню контрольным щупом на холодном незаведенном двигателе. Если расход превышает 0,4 л на 100 км, двигатель нуждается в ремонте. Но ремонтируют ДВС и при меньшем потреблении масла, особенно тогда, когда на моторе нет никаких подтеков.

Компрессию в цилиндрах ДВС замеряют компрессометром. Такую операцию необходимо проводить вдвоем. Компрессия замеряется при вывернутых свечах, полностью открытой дроссельной заслонке, на хорошем аккумуляторе и отключенной подачей питания на высоковольтные провода. Хорошей компрессией на ЗМЗ 53 считается показатель 7,5 кг/ см².

Примечания

  1. Каска // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.555
  2. Шлем // Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 8. М., Воениздат, 1980. стр.522
  3. ↑ Каска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Ian Drury, Gerry Embleton. German Stormtrooper, 1914-18. London, Reed International Books Ltd., 1995. pages 8-9
  5. Martin Pegler, Mike Chappell. British Tommy 1914 — 1918. Weapons, armour, tactics. London, Osprey Publishing Ltd., 1996. pages 13-14
  6. Дерябин А.И., Паласиос-Фернандес Р. Гражданская война в России 1917—1922. Белые армии. — М.: АСТ, 1998. — 46 с. — (Солдатъ). — ISBN 5-237-00041-X.
  7. ↑ А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. том II (кн. 4-5). М., «Правда», 1989. стр.218-219
  8. ↑ Форма военного времени // В. Н. Шунков, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. Русская армия в Первой мировой войне 1914 — 1918. М., АСТ, 2014. стр.48-51
  9. А. Б. Асташов. Русский фронт в 1914 — начале 1917 года: военный опыт и современность. М., «Новый хронограф», 2014. стр.102
  10. Юстров. К спору о каске // «Военный зарубежник», № 2 (19), 1936. стр.105
  11. За рубежом // журнал «Техника молодёжи», № 7, 1942. стр.41
  12. Н. Соболев. Из прошлого: металлический шлем // журнал «Техника молодежи», № 1, 1940. стр.62
  13. Дмитрий Купрюнин, Александр Егоров, Евгений Чистяков. Шлем будущего // «Арсенал», № 2, 2012. стр.42-45
  14. П. Могутов. Разработка в США нового комплекта индивидуальной защиты // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1980, стр.36-37
  15. О. В. Чернозубенко (ЦНДІ ОВТ ЗС України). Шляхи розвитку захисних шоломiв // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-15 травня 2015 року). Львів: АСВ, 2015. стор.96-97

Stahlhelm M35

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Каска халхинголка СШ-36

Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). придавал советскому солдату узнаваемость. Хотя по мнению некоторых членов Политбюро

СШ-36 у советского солдата получился «иностранный вид». Несмотря на свою новизну, шлем, тем не менее имел некоторые элементы, присущие предыдущим моделям. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части шлема и прикрывалось небольшим гребнем, явно позаимствованным от французской каски Адриана. Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. (Небольшая партия этих шлемов поставлялась в качестве военной помощи республиканцам). Затем были испытания у озера Хасан в 1938г., у реки Халхин-Гол в 1939 (что впоследствии дало неофициальное название шлема : «Халхингольский») и в «Зимней войне» с Финляндией 1939-40гг.

В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой Отечественной войны в виду острой нехватки стальных средств защиты, солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» и на них мог быть установлен подшлемник более позднего образца. В виду того, что, недостатки СШ-36 стали слишком очевидны, понадобился новый, более лучший шлем. Сперва протестировали множество шлемов, созданных за последние годы в западных странах. В 1937-38гг. несколько наиболее удачных шлемов были протестированы на Ржевском полигоне. В 1938г. был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала итальянский стальной шлем образца 1933г. Не исключено, что именно этот шлем был взят за основу советского. Характерный гребень отныне был снят со шлема, сам же шлем приобрел новые очертания. Силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы

Каска СШ 40

Этот шлем известен как СШ-40 по дате, когда планировалась передача его в войска. На самом же деле первые образцы такого шлема были произведены в 1939г. Такой шлем получил индекс СШ-39 и главное его отличие от СШ-40 заключалось в том, что подшлемник ( кольцевое подтулейное устройство) крепился на трех заклепках. (Отсюда пошло неофициальное название СШ-39- «трехклеп»). Крепление же подшлемника на СШ-40 осуществлялось на шести заклепках, что несомненно было более надежно. Подшлемник, установленный на шлемах, выпущенных до 1942г. имел купольную форму (изготавливался из ткани, кожи, кожзаменителя или вощеной ткани). Шлемы же, выпущенные после 1942г.( индекс СШ40\42) имели новый тип подшлемника, состоявший из трех лепестков искусственной кожи, с обратной стороны которых крепились амортизационные ватные подушечки. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использования шлема с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор ( например, шапку-ушанку). Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера.

Шлем СШ 40 в СССР и других странах

Шлем СШ-40 используется до настоящего времени всеми армиями стран СНГ. Кроме СССР СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а также многочисленными повстанческими армиями африканских, ближневосточных, азиатских и др. стран.

Параллельно с разработкой нового стального шлема для нужд армии, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской обороны и частей ПВО, в том числе и специальными шлемами. По заданию Наркомата обороны на Ленинградском металлургическом заводе в 1938г. начали производить такие шлемы. Внешне шлем сильно напоминал английский шрапнельный шлем Brodie обр.1915г. и по сути был упрощенным вариантом британской модели

Операторы

Несколько слов об эффективности или нужна ли солдату каска

Начиная с времен Первой мировой войны, войска на поле боя в большей степени несут потери от действий вражеской артиллерии, чем от стрелкового огня противника. Статистика говорит, что 70-80% от общего числа ранений личного состава приходятся на осколочные, и только 20-30% — на пулевые. Поэтому основная задача каски – как, впрочем, и бронежилета – защита солдата от действия осколков.

Важнейшей характеристикой любой каски является уровень ее противоосколочной стойкости (ПОС). Например, для стального шлема V50%= 300-350 м/с для осколка массой 1 гр, что означает 50%-ю вероятность непробития корпуса конуса. Значительного повышения стойкости можно добиться путем увеличения толщины шлема, но это сразу же ведет к его утяжелению. Полимерные материалы, из которых создаются современные шлемы, имеют предел прочности, соизмеримый с высокопрочной сталью, но при этом они значительно легче. Кроме того, полимеры гораздо лучше, чем металлы, поглощают и рассеивают ударную энергию.

Каска не дает абсолютной защиты в бою, она лишь повышает шансы бойца на выживание. И повышает весьма серьезно. Еще во время ПМВ англичане посчитали, что массовое использование касок уменьшает количество убитых на 12%, а раненых – на 28%. Значительно уменьшается общий процент ранений в голову. Французы также изучали этот вопрос и получили аналогичные результаты.

Можно ли сделать каску, которая бы защищала не только от осколков, но и от пуль? Вероятно, что можно, вот только есть ли в этом смысл? Скорее всего, подобный шлем будет весить 7-8 кг, что сделает его использование, мягко говоря, проблематичным. Такие эксперименты уже проводились во время ПМВ и закончились они провалом: шлем выдерживал попадание мощной винтовочной пули, а вот шея бойца – нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector